СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приложение 1 Литература ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа “Учусь создавать проект” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Начальная школа 21 века», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора Р. И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Планируемые результаты: Личностные универсальные действия: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности успешности проектно-исследовательской деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку своей работы; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.д.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.д. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать корректность в высказываниях; владеть монологической и диалогической формами речи. Требования к уровню подготовки учащихся Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели: умение выделять проблему; умение ставить цель исследования; умение формулировать гипотезу; умение выделять объект и предмет исследования; умение осуществлять анализ результатов; умение оценивать промежуточные и конечные результаты; результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся. Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса. Обучающийся будет знать: • основы проведения исследовательской работы; • что такое мини – проект и творческий проект; • методы исследования: наблюдение, опыт; • способы поиска необходимой для исследования информации; • правила сотрудничества в процессе исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • подбирать материал, необходимый для исследования; • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; • методы исследования: эксперимент, интервьюирование; • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; • правила осуществления самоконтроля; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • выбирать пути решения задачи исследования ; • классифицировать предметы, явления и события; • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • осуществлять сотрудничество со взрослыми; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов; Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса. Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследовательской работы; • метод исследования: анкетирование, моделирование; • основы работы с компьютером; • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе; Обучающийся будет уметь: • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; Способы проверки результатов освоения программы. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: • выставки творческих работ учащихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов. Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы способствует: овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем; саморазвитию и самовыражению; осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований; востребованию творческого потенциала учеников; получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: тренинг исследовательских способностей; самостоятельная исследовательская практика; мониторинг исследовательской деятельности Типы проводимых занятий Занятие изучения новых знаний; Занятие закрепление; Занятие получения практических навыков; Занятие – игра Развитие исследовательских способностей. В ходе реализации данной программы, обучающие должны овладеть специальными знаниями, навыками и умениями исследовательского поиска, а именно: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников будут сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическое планирование для 1 класса № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема Кто я? Моя семья Чем я люблю заниматься. Хобби О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Как собирать материал? Твои помощники Проблема. Проблема. Решение проблемы Гипотеза. Предположение Гипотеза. Играем в предположения Цель проекта Задача проекта Выбор нужной информации Выбор нужной информации Интересные люди – твои помощники Продукт проекта Виды продукта. Макет Визитка Как правильно составить визитку к проекту Как правильно составить визитку к проекту Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией Выступление перед знакомой аудиторией Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта Памятка для учащегося-проектанта Твои впечатления от работы над проектами Ярмарка достижений Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование для 2 класса № Тема п/п 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения 2 Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант Знакомство с понятием «формулировка». Работа со 3 словарями 4 Выбор помощников в работе над проектом 5 Этапы работы над проектом Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием 6 «актуальность» 7 Проблема. Решение проблемы 8 Выработка гипотезы-предположения 9 Цель проекта 10 Задачи проекта 11 Сбор информации для проекта 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью 13 Обработка информации. Отбор значимой информации Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями 14 «макет», «поделка» 15 Играем в ученых. Это интересно 16 Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. 17 (Мини-сообщение) Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с 18 понятием «презентация» Значимость компьютера в создании проектов. Презентация 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР Программа МРР Совмещение текста выступления с показом презентации Совмещение текста выступления с показом презентации Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта Тест «Советы проектанту» Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Играем в ученых. Это интересно Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности Памятка жюри конкурсов Пробное выступление перед незнакомой аудиторией Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. Это интересно Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование для 3 класса № п/п Тема Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. 2 Проблема. Решение проблемы Выбор темы твоего исследования. Предположение. 3 Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над 4 проектом. Сбор информации Требования к паспорту проекта. Составление паспорта 5, 6 проекта Требования к составлению анкет для проекта. 7, 8 Анкетирование 9 Памятки. Составление памяток по теме проекта Постер. Требования к созданию постера. Условия 10 размещения материала на постере 11, Практическая работа. Создание мини-постера 12 13, Изучение и освоение возможностей программы МРР. 14, Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм 15 16, Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 17 18, Программа МРР. Дизайн 19 20, Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 21 22, Требования к компьютерной презентации. 23 24, Закрепление полученных умений, навыков в работе с 25 программой МРР 26, Практическое занятие. Составление первой презентации по 27, заданному тексту 28 29, Подготовка проектной документации к выступлению на 30 конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка 31 Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 32 Твои впечатления работы над проектом 33 Пожелания будущим проектантам 1 Кол. часов 1 1 1 1 2 2 1 1 2 3 2 2 2 2 2 3 2 1 1 1 34 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 1 Тематическое планирование для 4 класса № п/п 1, 2, 3, 4 5, 6 7,8 9, 10 11, 12 13, 14 15 16 17 18 19 20, 21 22, 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема Твои новые интересы и увлечения Виды проектов Исследовательско – творческий проект Ролево – игровой проект Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей еѐ проверкой Информационно-исследовательский проект Практико-ориентированный проект Монопредметный проект Межпредметный проект Виды презентационных проектов Виды презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции Вид презентации проекта в рамках научной конференции Правильная подготовка презентации к проекту Работа с памяткой при подготовке публичного выступления Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектов Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. Программа ММР. Формирование умения в работе с диаграммой Программа ММР. Формирование умения в работе с таблицей Практическая работа Тестирование, самоанализ, рефлексия Использование ресурсов интернета при подготовке презентации Программа MICROSOFT OFFICE WORD формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом Кол. часов 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33, 34 Пожелания будущим проектантам 2 Приложение № 1 Литература Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 (3,4) класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. . /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаѐм/ Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 .