Программа курса ВД Учусь создавать проект 1-4 класс

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приложение 1
Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа “Учусь создавать проект” – интеллектуальной направленности. Она
является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи
образовательной системы «Начальная школа 21 века», методику и программу
исследовательского обучения младших школьников автора Р. И. Сизова, Р.Ф.
Селимова.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной
программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в
содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности;
 обучать
специальным
знаниям,
необходимым
для
проведения
самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Планируемые результаты:
Личностные универсальные действия:
У обучающегося будут сформированы:
 положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
 интерес к новому содержанию и новым способам познания;
 ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности успешности
проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку своей работы;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
 высказываться в устной и письменной формах;
 ориентироваться
на разные
способы решения познавательных
исследовательских задач;
 оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.д.;
 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 допускать существование различных точек зрения, договариваться,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно
использовать следующие показатели:
 умение выделять проблему;
 умение ставить цель исследования;
 умение формулировать гипотезу;
 умение выделять объект и предмет исследования;
 умение осуществлять анализ результатов;
 умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется степень самостоятельности.
 Требования к уровню подготовки обучающихся.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;


• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам
и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и
оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов,
обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении
исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором,
секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы способствует:

овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при
поиске решений научно-исследовательских проблем;

саморазвитию и самовыражению;

осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов
исследований;

востребованию творческого потенциала учеников;

получению учащимися новой информации, родственной творческому
озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями,
полученными из книжных источников.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,
 творческие проекты
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся
включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
 тренинг исследовательских способностей;
 самостоятельная исследовательская практика;
 мониторинг исследовательской деятельности
Типы проводимых занятий
 Занятие изучения новых знаний;
 Занятие закрепление;
 Занятие получения практических навыков;
 Занятие – игра

Развитие исследовательских способностей.
В ходе реализации данной программы, обучающие должны овладеть
специальными знаниями, навыками и умениями исследовательского поиска, а
именно:
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 проводить эксперименты;
 делать умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных докладов;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников будут
сформированы следующие способности:
 Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
 Целеполагать (ставить и удерживать цели);
 Планировать (составлять план своей деятельности);
 Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
 Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
 Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).

Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование для 1 класса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься. Хобби
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
Как собирать материал? Твои помощники
Проблема.
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Предположение
Гипотеза. Играем в предположения
Цель проекта
Задача проекта
Выбор нужной информации
Выбор нужной информации
Интересные люди – твои помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Визитка
Как правильно составить визитку к проекту
Как правильно составить визитку к проекту
Мини-сообщение.
Выступление перед знакомой аудиторией
Выступление перед знакомой аудиторией
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это
интересно
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала»
по теме проекта
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
Играем в ученых. Получение электричества с помощью
волос. Это интересно
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта
Памятка для учащегося-проектанта
Твои впечатления от работы над проектами
Ярмарка достижений

Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование для 2 класса
№
Тема
п/п
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
2
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со
3
словарями
4
Выбор помощников в работе над проектом
5
Этапы работы над проектом
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием
6
«актуальность»
7
Проблема. Решение проблемы
8
Выработка гипотезы-предположения
9
Цель проекта
10 Задачи проекта
11 Сбор информации для проекта
12 Знакомство с интересными людьми. Интервью
13 Обработка информации. Отбор значимой информации
Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями
14
«макет», «поделка»
15 Играем в ученых. Это интересно
16 Тест «Чему ты научился?»
Отбор информации для семиминутного выступления.
17
(Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с
18
понятием «презентация»
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
Программа МРР
Совмещение текста выступления с показом презентации
Совмещение текста выступления с показом презентации
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по
теме проекта
Тест «Советы проектанту»
Изготовление визитки. Правильное составление титульного
листа визитки
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Играем в ученых. Это интересно
Различные
конкурсы
проектно-исследовательской
деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед
незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего
проекта

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование для 3 класса
№
п/п

Тема

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы
над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.
2
Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение.
3
Гипотеза. Решение задачи.
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над
4
проектом. Сбор информации
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта
5, 6
проекта
Требования
к
составлению
анкет
для
проекта.
7, 8
Анкетирование
9
Памятки. Составление памяток по теме проекта
Постер. Требования к созданию постера. Условия
10
размещения материала на постере
11, Практическая работа. Создание мини-постера
12
13, Изучение и освоение возможностей программы МРР.
14, Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
15
16, Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
17
18, Программа МРР. Дизайн
19
20, Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
21
22, Требования к компьютерной презентации.
23
24, Закрепление полученных умений, навыков в работе с
25 программой МРР
26, Практическое занятие. Составление первой презентации по
27, заданному тексту
28
29, Подготовка проектной документации к выступлению на
30 конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
31 Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
32 Твои впечатления работы над проектом
33 Пожелания будущим проектантам
1

Кол.
часов
1
1
1
1
2
2
1
1
2
3
2
2
2
2
2
3
2
1
1
1

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом
году.

1

Тематическое планирование для 4 класса
№
п/п
1,
2,
3, 4
5, 6
7,8
9,
10
11,
12
13,
14
15
16
17
18
19
20,
21
22,
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема
Твои новые интересы и увлечения
Виды проектов
Исследовательско – творческий проект
Ролево – игровой проект
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и
последующей еѐ проверкой
Информационно-исследовательский проект
Практико-ориентированный проект
Монопредметный проект
Межпредметный проект
Виды презентационных проектов
Виды презентации проекта как отчет участников
исследовательской экспедиции
Вид презентации проекта в рамках научной конференции
Правильная подготовка презентации к проекту
Работа с памяткой при подготовке публичного выступления
Работа с памяткой по составлению списка использованной
литературы во время работы над проектом.
Типичные ошибки проектов
Критерии итогового оценивания проектной деятельности
учащихся.
Программа ММР. Формирование умения в работе с
диаграммой
Программа ММР. Формирование умения в работе с
таблицей
Практическая работа
Тестирование, самоанализ, рефлексия
Использование ресурсов интернета при подготовке
презентации
Программа MICROSOFT OFFICE WORD формирование
навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Твои впечатления от работы над проектом

Кол.
часов
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33,
34

Пожелания будущим проектантам

2
Приложение № 1

Литература
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва:
«Просвещение», 2010.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева
Е.Е., 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. –
152с.
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие
для 2 (3,4) класса. – М.: Издательство РОСТ, 2014. . /Юным умникам и умницам.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаѐм/
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
[Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».