ФРП-ОБЗР 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 6259236)
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для обучающихся 10-11 классов

Богданович 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины"
(далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной
рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при
реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть
преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и
навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа

ОБЗР

в

методическом

плане

обеспечивает

реализацию

практико-

ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования;
помогает

педагогу

продолжить

освоение

содержания

материала

в

логике

последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная
ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учѐтом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1.

формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации

ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
2.

достижение

выпускниками

базового

уровня

культуры

безопасности

жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества
в формировании полноценной личности безопасного типа;
3.

взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения

учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования;
4.

подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности

жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО

БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и
непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне
среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в
парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности еѐ
избегать, при необходимости безопасно действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажѐрных систем и
виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на
учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия
обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных
и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной
напряжѐнности на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и

другие) возрастает

приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для

общества

и

государства.

При

этом

центральной

проблемой

безопасности

жизнедеятельности остаѐтся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных

обстоятельствах

огромное

значение

приобретает

качественное

образование

подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного
типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного
процесса

по

ОБЗР

безопасности:

определяется

Стратегией

системообразующими

национальной

безопасности

документами

в

области

Российской

Федерации,

утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной

программой

Российской

Федерации

«Развитие

образования»,

утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во
всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и
умений,

формирование

компетенций

в

области

безопасности,

поддержанных

согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер,
основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных,
технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего
комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства,

а

также

актуализировать

для

выпускников

построение

модели

индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в
предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным
для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений,
обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества
и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что
способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски
развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в

экстремальных

условиях, грамотно вести

себя

при

возникновении

чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного
типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека,
созданию условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение
основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной
жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и
механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают
готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ
РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:


правовая основа обеспечения национальной безопасности;



принципы обеспечения национальной безопасности;



реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной

безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;


взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных

приоритетов;


роль

правоохранительных

органов и

специальных

служб в

обеспечении

национальной безопасности;


роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной

деятельности;


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;


территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, еѐ задачи и

примеры их решения;


права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;



задачи гражданской обороны;



права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской

обороны;


Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социально-

экономического развития Российской Федерации и обеспечение еѐ военной безопасности;


роль Вооружѐнных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной

безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:


движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с

изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении;


основы общевойскового боя;



основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);



виды маневра;



походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;



оборона, ее задачи и принципы;



наступление, задачи и способы;



требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время

стрельб и тренировок;


правила безопасного обращения с оружием;



изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового

оружия;


способы удержания оружия и правильность прицеливания;



назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового

оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);


перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;



история возникновения и развития робототехнических комплексов;



виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство

беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);


конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;



история возникновения и развития радиосвязи;



радиосвязь, назначение и основные требования;



предназначение,

общее

устройство

и

тактико-технические

характеристики

переносных радиостанций;


местность как элемент боевой обстановки;



тактические свойства местности, основные еѐ разновидности и влияние на боевые

действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;


шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;



порядок оборудования позиции отделения;



назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;



понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения,

его роль в современном бою;


поражающие факторы ядерных взрывов;



отравляющие вещества, их назначение и классификация;



внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;



зажигательное оружие и способы защиты от него;



состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;



виды боевых ранений и опасность их получения;



алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;



условные зоны оказания первой помощи;



характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;



объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;



порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и

«зеленой» зонах;


особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных

специальностей;


особенности прохождения службы по контракту;



организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской

Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;


военно-учебные заведение и военно-учебные центры.

Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:


понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,

государства;


соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);



соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;



общие принципы (правила) безопасного поведения;



индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения

задачи обеспечения безопасности;


понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»;



влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;



действия, позволяющие предвидеть опасность;



действия, позволяющие избежать опасности;



действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;



риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;



риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,

государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:


источники опасности в быту, их классификация;



общие правила безопасного поведения;



защита прав потребителя;



правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;



причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в

экстренных случаях;


предупреждение бытовых травм;



правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить

травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц
и другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;


основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и

электрическими приборами;


последствия электротравмы;



порядок проведения сердечно-легочной реанимации;



основные правила пожарной безопасности в быту;



термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;



правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,

придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других);


коммуникация с соседями;



меры по предупреждению преступлений;



аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;



правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;



порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;



действия в экстренных случаях.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:


история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;



риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;



безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в

тѐмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности);


взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;



правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;



ответственность водителя, ответственность пассажира;



представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;



порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера

(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников);


основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок

действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;


основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила

безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций;


основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного

поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;


основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного

поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:


общественные места и их классификация;



основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого

типа, общие правила безфопасного поведения;


опасности

в

общественных

местах

социально-психологического

характера

(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи,
когда потерялся человек);


порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;



эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного

поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;


правила безопасного поведения при проявлении агрессии;



криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения,

порядок действия при попадании в опасную ситуацию;


порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребѐнок; взрослый; пожилой

человек; человек с ментальными расстройствами);


порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;



порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных

местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные
организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие);



меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных

конструкций;


меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического

акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:


отдых на природе, источники опасности в природной среде;



основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоѐмах;



общие правила безопасности в походе;



особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;



особенности обеспечения безопасности в водном походе;



особенности обеспечения безопасности в горном походе;



ориентирование на местности;



карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);



порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;



источники опасности в автономных условия;



сооружение убежища, получение воды и питания;



способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях,

первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;


природные чрезвычайные ситуации;



общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;

избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных
факторов; дождаться помощи);


природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;



правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и

окружающей среды;


природные

чрезвычайные

ситуации,

вызванные

опасными

геологическими

явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады;


возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила

безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами;


природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими

явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;



возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила

безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами;


природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими

явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;


возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила

безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами;


влияние деятельности человека на природную среду;



причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;



чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования,

предупреждения, смягчения последствий;


экологическая грамотность и разумное природопользование.

Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»


понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,

«профилактика»;


биологические,

социально-экономические,

экологические

(геофизические),

психологические факторы, влияющие на здоровье человека;


составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,

психологическое благополучие;


общие представления об инфекционных заболеваниях;



механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;



чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и

защиты;


роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;



вакцинация по эпидемиологическим показаниям;



значение изобретения вакцины для человечества;



неинфекционные

заболевания,

самые

распространѐнные

заболевания;


факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;



факторы риска возникновения онкологических заболеваний;



факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;



факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;

неинфекционные



меры профилактики неинфекционных заболеваний;



роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;



признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой

медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
другие);


психическое здоровье и психологическое благополучие;



критерии психического здоровья и психологического благополучия;



основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое

благополучие;


основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее

выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учѐбы; профилактика злоупотребления алкоголя и
употребления наркотических средств; помощь людям, перенѐсшим психотравмирующую
ситуацию);


меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;



первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой

помощи;


состояния, при которых оказывается первая помощь;



мероприятия по оказанию первой помощи;



алгоритм первой помощи;



оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»

кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при
нескольких травмах одновременно);


действия при прибытии скорой медицинской помощи.

Модуль 9. «Безопасность в социуме»:


определение понятия «общение»;



навыки конструктивного общения;



общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая

группа»;


межличностное

общение,

общение

в

группе,

межгрупповое

общение

(взаимодействие);


особенности общения в группе;



психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;



групповые нормы и ценности;



коллектив как социальная группа;



психологические закономерности в группе;



понятие «конфликт», стадии развития конфликта;



конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;



факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;



способы поведения в конфликте;



деструктивное и агрессивное поведение;



конструктивное поведение в конфликте;



роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;



способы разрешения конфликтных ситуаций;



основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и

разрешения конфликта;


ведение переговоров при разрешении конфликта;



опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);



способы противодействия буллингу и проявлению насилия;



способы психологического воздействия;



психологическое влияние в малой группе;



положительные и отрицательные стороны конформизма;



эмпатия и

уважение

к

партнѐру (партнѐрам)

по

общению

как

основа

коммуникации;


убеждающая коммуникация;



манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;



психологическое влияние на большие группы;



способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение;

подражание;


деструктивные и псевдопсихологические технологии;



противодействие вовлечению молодѐжи в противозаконную и антиобщественную

деятельность.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:


понятия «цифровая среда», «цифровой след»;



влияние цифровой среды на жизнь человека;



приватность, персональные данные;



«цифровая зависимость», еѐ признаки и последствия;



опасности и риски цифровой среды, их источники;



правила безопасного поведения в цифровой среде;



вредоносное программное обеспечение;



виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;



правила защиты от вредоносного программного обеспечения;



кража персональных данных, паролей;



мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;



правила безопасного использования устройств и программ;



поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;



опасные персоны, имитация близких социальных отношений;



неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей

жизни и карьеры;


травля в Интернете, методы защиты от травли;



деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их

признаки;


механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;



вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;



радикализация деструктива;



профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;



правила коммуникации в цифровой среде;



достоверность информации в цифровой среде;



источники информации, проверка на достоверность;



«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;



фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;



понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;



правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;



понятие прав человека в цифровой среде, их защита;



ответственность за действия в Интернете;



запрещѐнный контент;



защита прав в цифровом пространстве.

Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:


экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;



понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;



варианты проявления экстремизма, возможные последствия;



преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия;



опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность:

способы и признаки;


предупреждение

и

противодействие

вовлечению

в

экстремистскую

и

террористическую деятельность;


формы террористических актов;



уровни террористической угрозы;



правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического

акта, проведении контртеррористической операции;


правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской

Федерации;


основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее

цели, задачи, принципы;


права

и

обязанности

граждан

и

противодействия экстремизму и терроризму.

общественных

организаций

в

области

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в

соответствии

с

традиционными

российскими

социокультурными

и

духовно-

нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности
к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной
жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном
отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к
традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей
жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в
области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
личности, общества и государства;

2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и

Вооружѐнные

Силы

Российской

Федерации,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и
природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружѐнных Сил
Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни
и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждѐнность и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать

риск-ориентированное

поведение,

самостоятельно

и

ответственно

действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения
опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их
последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтѐрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое

отношение

к

миру

в

сочетании

с

культурой

безопасности

жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного
поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей
теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения
для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;

способность применять научные знания для реализации принципов безопасного
поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в
опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности,
общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-

экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального
характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности,
общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования;
активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

среде;

умение

прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.

В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут

сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности,
общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать,
разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять
их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учѐтом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и
государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретѐнные знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при
разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом установленных
(обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;

критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в
реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области
безопасности жизнедеятельности; переносить приобретѐнные знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов
информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную

коммуникацию,

переносить принципы еѐ организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение
социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и
составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность
за своѐ решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпочтений и за счѐт привлечения научно-практических знаний других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать
соответствие результатов целям;
использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора
оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего
вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации;
признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в
конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих интересов,
мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по
совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать
новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной

позиции, осознанное

понимание

значимости

личного

и

группового

безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,

общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
1)

знание

основ

законодательства

Российской

Федерации,

обеспечивающих

национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о
действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного
характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты
государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации, формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение
знаниями

требований

безопасности

при

обращении

со

стрелковым

оружием;

сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о
возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в
условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной

траектории,

в

том

числе

и

образовательных

организаций

осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в

цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций;
знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил
безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о
порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на
практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи
при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения
психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его
роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные
средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14)

сформированность

нетерпимости

к

проявлениям

насилия

в

социальном

взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма,
терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать
приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного

уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения
террористического

акта;

совершении

террористического

акта;

проведении

контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:


раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации;


характеризовать

роль

личности,

общества

и

государства

в

достижении

стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в
обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации,
приводить примеры;


характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в

обеспечении национальной безопасности;


объяснять

роль

личности,

общества

и

государства

в

предупреждении

населения

и

территорий

противоправной деятельности;


характеризовать

правовую

основу

защиты

от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);


объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области

безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;


объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области

гражданской обороны;


уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при химической и

радиационной опасности;


анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать

значение обороны государства для мирного социально-экономического развития страны;


характеризовать роль Вооружѐнных Сил Российской в обеспечении национальной

безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:


знать строевые приѐмы в движении без оружия;



выполнять строевые приѐмы в движении без оружия;



иметь представление об основах общевойскового боя;



иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в

бою;


иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;



понимать способы действий военнослужащего в бою;



знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;



приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с

оружием и их возможных последствий;


применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и

обращении с оружием;


знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого

выстрела;


определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового

оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;


иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;



иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических

комплексов;


иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного

типа;


иметь представление о способах боевого применения БПЛА;



иметь представление об истории возникновения и развития связи;



иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к

радиосвязи;


иметь

представление

о

видах,

предназначении,

тактико-технических

характеристиках современных переносных радиостанций;


иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые

действия войск;


иметь представление о шанцевом инструменте;



иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для

стрелка;


иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих

факторах;



знать способы действий при применении противником оружия массового

поражения;


понимать особенности оказания первой помощи в бою;



знать условные зоны оказания первой помощи в бою;



знать приемы самопомощи в бою;



иметь представление о военно-учетных специальностях;



знать особенности прохождение военной службы по призыву и по контракту;



иметь представления о военно-учебных заведениях;



иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях

высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:


объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура

безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», объяснять их взаимосвязь;


приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной

жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);


знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;



объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение»;



понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;



иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;



раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;



приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне

личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:


раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать

зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;


знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе

в Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;


оценивать

риски

возникновения

бытовых

отравлений,

профилактики;


иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;



уметь оценивать риски получения бытовых травм;



понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;

иметь

навыки

их



знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние

соблюдения правил на безопасность в быту;


иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и

электрического оборудования;


иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;



иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения

сердечно-лѐгочной реанимации;


знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,

придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);


понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень

безопасности, приводить примеры;


понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие

криминогенные риски;


знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;



иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.

Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:


знать правила дорожного движения;



характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от

изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);


понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки

безопасного поведения;


понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного

движения, приводить примеры;


знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода,

пассажира, водителя;


иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;



знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях

разного характера;


иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;



знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;



знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния

поведения на безопасность;



иметь

представление

о

порядке

действий

при

возникновении

опасныхи

чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:


перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных

местах;


знать

общие

правила

безопасного

поведения

в

общественных

местах,

характеризовать их влияние на безопасность;


иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;



знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о

действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае
попадания в толпу, давку;


оценивать

риски

возникновения

ситуаций

криминогенного

характера

в

общественных местах;


иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;



иметь

представление

о

безопасном

поведении

для

снижения

рисков

криминогенного характера;


оценивать риски потеряться в общественном месте;



знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;



знать правила пожарной безопасности в общественных местах;



понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных

местах разного типа;


знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или

отдельных конструкций;


иметь

представление

о

правилах

поведения

при

угрозе

или

в

случае

террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:


выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;



знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в

том числе в лесу, на водоѐмах, в горах;


иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные

способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и
недостатки;



знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в

природной среде;


знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;



иметь представление об основных источниках опасности при автономном

нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;


иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и

переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с дикими
животными;


иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении,

навыки транспортировки пострадавших;


называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;



выделять

географических,

наиболее

характерные

климатических

риски

особенностей,

для

своего

традиций

региона

ведения

с

учѐтом

хозяйственной

деятельности, отдыха на природе;


раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность;

по возможности избежать еѐ; при необходимости действовать) для природных
чрезвычайных ситуаций;


указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;



понимать влияние поведения человека на риски возникновения природных

пожаров;


иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении

природного пожара;


называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные

опасными геологическими явлениями и процессами;


раскрывать

возможности

прогнозирования,

предупреждения,

смягчения

последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими
явлениями и процессами;


иметь представление о правилах безопасного поведения при природных

чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;


оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными

геологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры рискориентированного поведения;



называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные

опасными гидрологическими явлениями и процессами;


раскрывать

последствий

возможности

природных

прогнозирования,

чрезвычайных

предупреждения,

ситуаций,

смягчения

вызванных

опасными

гидрологическими явлениями и процессами;


иметь представление о правилах безопасного поведения при природных

чрезвычайных

ситуациях,

вызванных

опасными

гидрологическими

явлениями

и

процессами;


оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными

гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры
риск-ориентированного поведения;


называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные

опасными метеорологическими явлениями и процессами;


раскрывать

последствий

возможности

природных

прогнозирования,

чрезвычайных

предупреждения,

ситуаций,

смягчения

вызванных

опасными

метеорологическими явлениями и процессами;


знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях,

вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;


оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными

метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры
риск-ориентированного поведения;


характеризовать

источники

экологических

угроз,

обосновывать

влияние

человеческого фактора на риски их возникновения;


характеризовать

значение

риск-ориентированного

подхода

к

обеспечению

экологической безопасности;


иметь навыки экологической грамотности и разумного природопользования.

Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:


объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,

«лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между ними;


понимать

степень

влияния

биологических,

социально-экономических,

экологических, психологических факторов на здоровье;


понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека,

приводить примеры из собственного опыта;



характеризовать

инфекционные

заболевания,

знать

основные

способы

распространения и передачи инфекционных заболеваний;


иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;



понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, приводить

примеры;


понимать значение национального календаря профилактических прививок и

вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;


объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим показаниям»;



иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера,

действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на примере
эпидемии);


приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению

безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;


характеризовать

наиболее

распространѐнные

неинфекционные

заболевания

(сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные
факторы риска их возникновения и степень опасности;


характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт,

сердечный приступ и другие);


иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;



понимать значение образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных

заболеваний;


раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных

заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;


объяснять

смысл

понятий

«психическое

здоровье»

и

«психологическое

и

психологического

благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека;


знать

основные

критерии

психического

здоровья

благополучия;


характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое

благополучие;


иметь представление об основных направления сохранения и укрепления

психического здоровья и психологического благополучия;


характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и

физическую работоспособность, благополучие человека;



характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и создания

благоприятных условий для развития;


объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;



иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса;



характеризовать

признаки

психологического

неблагополучия

и

критерии

обращения за помощью;


знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;



объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская помощь», их

соотношение;


знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при

оказании первой помощи;


иметь навыки применения алгоритма первой помощи;



иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в

различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с
использованием

подручных

средств;

первая

помощь

при

нескольких

травмах

одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:


объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в жизни

человека, приводить примеры межличностного общения и общения в группе;


иметь навыки конструктивного общения;



объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа», «большая

группа»;


характеризовать взаимодействие в группе;



понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и безопасное

взаимодействие в группе, приводить примеры;


объяснять смысл понятия «конфликт»;



знать стадии развития конфликта, приводить примеры;



характеризовать

факторы,

способствующие

и

препятствующие

развитию

конфликта;


иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;



знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;



иметь представление о способах пресечения опасных проявлений конфликтов;



раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;



характеризовать способы психологического воздействия;



характеризовать особенности убеждающей коммуникации;



объяснять смысл понятия «манипуляция»;



называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить примеры;



иметь представления о способах противодействия манипуляции;



раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение,

внушение, подражание и другие), приводить примеры;


иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и

способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:


характеризовать цифровую среду, еѐ влияние на жизнь человека;



объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след», «персональные

данные»;


анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное

программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные
сообщества, запрещѐнный контент и другие), раскрывать их характерные признаки;


иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей

цифровой среды;


объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное

обеспечение»;


характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником

которых является вредоносное программное обеспечение;


иметь навыки безопасного использования устройств и программ;



перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в

цифровой среде;


характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация

близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в
деструктивную,

противоправную

деятельность),

способы

их

выявления

и

противодействия им;


иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;



объяснять

смысл

и

взаимосвязь

«информационный пузырь», «фейк»;

понятий

«достоверность

информации»,



иметь

представление

о

способах

проверки

достоверности,

легитимности

информации, еѐ соответствия правовым и морально-этическим нормам;


раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать

навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;


объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и

юридических лиц в информационном пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:


характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека,

стабильности общества и государства;


объяснять

смысл

и

взаимосвязь

понятий

«экстремизм»

и

«терроризм»;

анализировать варианты их проявления и возможные последствия;


характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую

деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;


иметь представление о методах и видах террористической деятельности;



знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных действий при

их объявлении;


иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных

вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае террористического акта (подрыв
взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие),
проведении контртеррористической операции;


раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы

противодействия экстремизму и терроризму;


объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и

юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№ п/п

1

2

Наименование разделов и тем
программы

Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства
Основы военной подготовки

Количество часов
Всего

Практические
работы

4

0

12

9

2

0

Культура безопасности
3

жизнедеятельности в современном
обществе

4

Безопасность в быту

6

1

5

Безопасность на транспорте

5

1

6

Безопасность в общественных местах

5

1

34

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8332b07b
Российская электронная школа

11 КЛАСС

№ п/п

1

2

3

4

5

Наименование разделов и тем
программы

Безопасность в природной среде
Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи
Безопасность в социуме
Безопасность в информационном
пространстве
Основы противодействия экстремизму
и терроризму

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Практические
работы

7

0

7

3

7

0

7

0

6

0

34

3

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2d60fb5a
Российская электронная школа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Практические
работы

Взаимодействие личности, общества и
1

государства в обеспечении национальной

Государственная и общественная безопасность

образовательные ресурсы

Бибилиотека ЦОК
1

0

безопасности
2

Электронные цифровые

https://m.edsoo.ru/eae0fff3 Российская
электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

Роль личности, общества и государства в
3

предупреждении и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

4

5

6

7
8

Оборона страны как обязательное условие
благополучного развития страны
Строевые приемы и движение без оружия
(строевая подготовка)
Основные виды тактических действий войск
(тактическая подготовка)
Требования безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами (огневая подготовка)
Виды, назначение и тактико-технические

характеристики современного стрелкового
оружия (огневая подготовка)
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) –
9

эффективное средство вооруженной борьбы

1

1

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

1

1

Российская электронная школа

(основы технической подготовки и связи)
Предназначение, общее устройство и тактико10

технические характеристики переносных
радиостанций (основы технической
подготовки и связи)

11

Свойства местности и их применение в
военном деле (военная топография)
Фортификационное оборудование позиции

12

отделения. Виды укрытий и убежищ
(инженерная подготовка)

13

Оружие массового поражения (радиационная,
химическая, биологическая защита)
Первая помощь на поле боя (военно-

14

медицинская подготовка. Тактическая
медицина)
Первая помощь на поле боя (военно-

15

медицинская подготовка. Тактическая
медицина)

Особенности прохождения военной службы по
16

призыву и по контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные центры

1

0

Российская электронная школа

(тактическая подготовка)

17

Современные представления о культуре
безопасности

Бибилиотека ЦОК
1

0

электронная школа

Влияние поведения на безопасность. Риск18

ориентированный подход к обеспечению
безопасности на уровне личности, общества,

https://m.edsoo.ru/3488963 Российская

Бибилиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/ca989222 Российская
электронная школа

государства

Бибилиотека ЦОК
19

Источники опасности в быту

1

0

https://m.edsoo.ru/ee497bff Российская
электронная школа

20

21

22

Профилактика и первая помощь при
отравлениях

Безопасность в быту. Предупреждение травм и
первая помощь при них

Пожарная безопасность в быту

Бибилиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/1146f112 Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/1146f112 Российская
электронная школа

1

0

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112 Российская

электронная школа

23

24

Безопасное поведение в местах общего
пользования

Безопасное поведение в местах общего
пользования

Бибилиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/63b34161 Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

1

0

https://m.edsoo.ru/63b34161 Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

25

Безопасность дорожного движения

1

0

https://m.edsoo.ru/3eb0db0c Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

26

Безопасность дорожного движения

1

0

https://m.edsoo.ru/3eb0db0c Российская
электронная школа

27

28

29

Порядок действий при дорожно-транспортных
происшествиях

Безопасное поведение на разных видах
транспорта

Безопасное поведение на разных видах
транспорта

Бибилиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/ec659795 Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

1

0

https://m.edsoo.ru/b4cebedd Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

1

0

https://m.edsoo.ru/b4cebedd Российская
электронная школа

Безопасность в общественных местах.
30

Опасности социально-психологического

Бибилиотека ЦОК
1

0

характера

31

32

Опасности криминального характера, меры
защиты от них

Опасности криминального характера, меры
защиты от них

электронная школа
Бибилиотека ЦОК
1

0

34

конструкций, угрозе или совершении

https://m.edsoo.ru/a196276c Российская
электронная школа
Бибилиотека ЦОК

1

0

https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5 Российская
электронная школа

Действия при пожаре, обрушении
33

https://m.edsoo.ru/a196276c Российская

Бибилиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/b12d5cd5 Российская

террористического акта

электронная школа

Действия при пожаре, обрушении

Бибилиотека ЦОК

конструкций, угрозе или совершении

1

0

террористического акта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/b12d5cd5 Российская
электронная школа

34

11

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Безопасность в природной среде

1

0

Российская электронная школа

2

Выживание в автономных условиях

1

0

[[Библиотека ЦОК

1

0

1

0

1

0

3

Природные чрезвычайные ситуации.
Природные пожары

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356

Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
4

геологические явления и процессы:
землетрясения, извержение вулканов, оползни,

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d331f5d5
Российская электронная школа

сели, камнепады
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
5

гидрологические явления и процессы:
наводнения, паводки, половодья, цунами, сели,

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/552ec0cd
Российская электронная школа

лавины
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные
6

метеорологические явления и процессы: ливни,

Библиотека ЦОК
1

0

град, мороз, жара
7

Экологическая грамотность и разумное
природопользование

https://m.edsoo.ru/12845814 Российская
электронная школа

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6beae69f
Российская электронная школа

8

Факторы, влияющие на здоровье человека.
Здоровый образ жизни

1

1

0

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

Инфекционные заболевания. Значение
9

вакцинации в борьбе с инфекционными

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f

1

заболеваниями

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a38c6e17
Российская электронная школа

Инфекционные заболевания. Значение
10

вакцинации в борьбе с инфекционными
заболеваниями
Неинфекционные заболевания. Факторы риска

11

и меры профилактики. Роль диспансеризации
для сохранения здоровья

12

Психическое здоровье и психологическое
благополучие

Библиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/d4ee0176 Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК

13

Первая помощь пострадавшему

1

1

https://m.edsoo.ru/e58b334d Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК

14

Первая помощь пострадавшему

1

1

https://m.edsoo.ru/e58b334d Российская
электронная школа

15

Общение в жизни человека. Межличностное
общение, общение в группе

1

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b20971f2
Российская электронная школа

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

16

Конфликты и способы их разрешения

1

0

17

Конфликты и способы их разрешения

1

0

1

0

1

0

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

0

https://m.edsoo.ru/d526ac07]]

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

0

Российская электронная школа

1

0

18

19

20

21
22
23

24

25

26

Конструктивные и деструктивные способы
психологического воздействия
Конструктивные и деструктивные способы
психологического воздействия
Психологические механизмы воздействия на
большие группы людей
Психологические механизмы воздействия на
большие группы людей
Безопасность в цифровой среде
Опасности, связанные с использованием
программного обеспечения
Опасности, связанные с коммуникацией в
цифровой среде
Опасности, связанные с коммуникацией в
цифровой среде
Достоверность информации в цифровой среде

Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c66f9d2e
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/738187f6
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/738187f6
Российская электронная школа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b Российская

электронная школа
Библиотека ЦОК
27

Достоверность информации в цифровой среде

1

0

https://m.edsoo.ru/3906b95b Российская
электронная школа
Библиотека ЦОК

28

Защита прав в цифровом пространстве

1

0

https://m.edsoo.ru/39a257c1 Российская
электронная школа

29

30

31

32

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивого развития общества

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивого развития общества
Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористического акта
Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористического акта

Библиотека ЦОК
1

0

электронная школа
Библиотека ЦОК
1

0

https://m.edsoo.ru/98341000000 Российская
электронная школа

1

0

1

0

33

Противодействие экстремизму и терроризму

1

0

34

Противодействие экстремизму и терроризму

1

0

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/98341000000 Российская

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1e56ec00
Российская электронная школа
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1e56ec00
Российская электронная школа

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Электронные
№
п/п

Тема урока

Строевые приѐмы и движение без

2

оружия.
СТРОЕВАЯ

Выполнение воинского приветствия без

ПОДГОТОВКА

оружия на месте и в движении.

4

Выход из строя и возвращение в строй.

5

Подход к начальнику и отход от него.

6

Строи отделения.

9

Изучить принципы организации
строя и управления им. Понимать
значение воинского приветствия.
Освоить выход из строя
и возвращение в строй. Освоить
подход к начальнику и отход от него.
Изучить строи отделения

Назначение, боевые свойства и общее

Характеризовать назначение, боевые

устройство автомата Калашникова

свойства и общее устройство

ОГНЕВАЯ

Работа частей и механизмов автомата

автомата Калашникова. Освоить

ПОДГОТОВКА

Калашникова при стрельбе

неполную разборку и сборку

Неполная разборка и сборка автомата

автомата Калашникова, а также

Калашникова для чистки и смазки.

чистку и смазку. Изучить меры

7

8

обучающихся

Строи и управление ими.

1

3

Основное содержание

Основные виды деятельности

цифровые
образовательные
ресурсы

Меры безопасности при обращении

безопасности при проведении боевых

с автоматом Калашникова и патронами

стрельб и при обращении с оружием.

в повседневной жизнедеятельности

Отрабатывать приѐмы ведения огня

и при проведении стрельб.

из автомата Калашникова. Усвоить

11

Основы и правила стрельбы.

устройство и поражающие факторы

12

Ведение огня из автомата Калашникова.

ручной осколочной гранаты. Усвоить

13

Ручные осколочные гранаты.

10

Меры безопасности при обращении

14

с ручными осколочными гранатами

15
16

17

отработке обращения с ручными
осколочными гранатами

Современный общевойсковой бой.

Изучить особенности современного

Инженерное оборудование позиции

общевойскового боя. Изучить

рядового бойца.

основные обязанности солдата в бою.

Способы передвижения в бою

Знать и объяснять основные приѐмы

при действиях в пешем порядке.

передвижения в бою. Усвоить

18

ТАКТИЧЕСКАЯ

Элементы военной топографии

19

ПОДГОТОВКА

Действия по сигналам оповещения

20

требования безопасности при

Оказание первой помощи в бою.

значение знаний топографии для
успешного ведения боя.
Характеризовать основные сигналы
оповещения и взаимодействие
по сигналам. Тренироваться по

21

Способы выноса раненого с поля боя

оказанию первой помощи в бою,
освоить способы выноса раненого из
боя

22

Гимнастика и атлетическая подготовка.

23

Преодоление препятствий.

Отрабатывать упражнения из области

Ускоренное передвижение, лѐгкая

гимнастической и атлетической

атлетика.

подготовки. Отрабатывать

ФИЗИЧЕСКАЯ

Комплексное учебно-тренировочное

преодоление полосы препятствий,

ПОДГОТОВКА

занятие.

ускоренное передвижение, элементы

Комплексное учебно-тренировочное

лѐгкой атлетики. Отработка

занятие.

необходимых физических качеств

24

25

26

Комплексное учебно-тренировочное

27

(силы, быстроты, выносливости)

занятие.
Комплект индивидуальный
медицинский гражданской защиты

28

29

КИМГЗ и использование его средств по

Отрабатывать возможности

ВОЕННО-

назначению.

использования комплекта

МЕДИЦИНСКАЯ

Правила оказания первой помощи при

индивидуальной медицинской

ПОДГОТОВКА

ранениях.

гражданской защиты при оказании

Правила оказания первой помощи при

первой помощи. Тренировать

ранениях верхних и нижних

в оказании первой помощи при

конечностей

кровотечении, при ранениях верхних

30

31

ОСНОВЫ

Назначение, устройство, комплектность, и нижних конечностей.

РАДИАЦИОННОЙ,

подбор и правила использования

ХИМИЧЕСКОЙ И

средств индивидуальной защиты

БАКТЕРИОЛОГИЧ (противогаза и респиратора).
ЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Назначение, устройство, комплектность,
подбор и правила использования

32

33

средств индивидуальной защиты

Характеризовать основные свойства

(общевойскового защитного комплекта

средств индивидуальной защиты

(ОЗК) и лѐгкого защитного костюма (Л-

и правила их использования

1)).

(противогаза и респиратора).Знать

Способы действий личного состава

назначение и правила использования

Вооружѐнных Сил Российской

общевойскового защитного

Федерации в условиях радиационного

комплекта и лѐгкого защитного

загрязнения, химического и

костюма. Освоить правила действия

биологического заражения окружающей в условиях радиационного
среды

загрязнения окружающей среды

34

Практическое занятие

35

Практическое занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 10 класс/ Хренников Б.О.,
Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией Егорова С.Н. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Основы безопасности жизнедеятельности; базовый уровень 11 класс/ Хренников
Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и др.; под редакцией Егорова С.Н. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Основы безопасности жизнедеятельности, 10-11 классы/ Ким С.В., Горский В.А.,
Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации для учителей

по использованию учебников,

включѐнных в федеральный перечень, при реализации учебного предмета «Основы
безопасности и защиты Родины» https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство просвещения РФ
http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ
http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии и ониторингу окружающей среды
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба
http://www.fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
http://www.gan.ru
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru
Энциклопедия безопасности
http://www.opasno.net
Личная безопасность
http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
http://www.alleng.ru
«Мой компас» (безопасность ребѐнка)
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa,
Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)
http://www.econavt-catalog.ru
Портал Всероссийской олимпиады школьников
http://rusolymp.ru/
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всѐ о
безопасности жизнедеятельности
http://www.bezopasnost.edu66.ru
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
http://www.hardtime.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».