03.09.2018
1. Жизнь
в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в
роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника»,
ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти —
не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя
адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по
отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к ДРУГОЙ
отдельной личности.
2. Вам
придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше
никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это —
абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь
заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться
тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он
АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.
3. Попробуйте
не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза,
жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный
(словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так
неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?».
Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас
последовать за ним.
4. Не
планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не
зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец
взаимоотношений (см. п. 1). Вы задумывали одно, а получилось совсем другое —
радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он
способствует Вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.
5. Помните,
что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске,
порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы
ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком,
но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём
желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы
начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не
переставал удивляться Вашей изобретательности.
6. Сохраняйте
чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего
оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так
и духовные, Ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже
начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения,
то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание.
Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте
посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии»,
желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями
подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет
немножко разрядить обстановку.
7. Старайтесь
«фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам
подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины
анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки».
Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к Вашему ребёнку.
Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что
«костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые
случаются с подростками, обязательно должно произойти с Вашим ребёнком.
8. Вспомните
о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в Вашей семье.
Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и Вашего ребёнка, а
где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух
точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?».
Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж,
тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в
период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные
ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не
«пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и
убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте,
что бы могли Вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.
9. Одно
из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но
самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за
жизнь семьи.
Основная
проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только
там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей
ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях.
Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни
семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, как это
было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
10. Подросток
— не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить
скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты,
фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него -совсем другое
«идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его
реальных устремлений и целей.
11. Помогайте
ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для
самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а
возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области
мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это
необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что
ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы —
лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
12. Подростковый
период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он
поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность
жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё
одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите
взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных
изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий —
это результат, объединяющий в себе все компоненты.
13. Научите
ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не
самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается
только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать
опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других
значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном
«разборе его полётов».
14. Обратите
внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя
противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения.
Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие,
правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и
непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их
проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче
справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в
ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более
защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».
15. Самопознание
— прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того,
каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые
возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном,
но таком захватывающем пути.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2019
Дата обновления: 24.03.2019
Дата публикации: 03.09.2018