ДОП Школа будущего первоклассника

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………. 3
2. Учебный план…………………………………………………...7
3. Оценочные и методические материалы…………………….. ..7
4. Календарный учебный график……………………………….. .10
5. Приложение……………………………………………………..11

2

1. Пояснительная записка
Направленность
программы:
образовательная
программа
гуманитарной
направленности.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс
должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает
вариативность содержания и организации дошкольного образования. В условиях
стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических
перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих
поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности,
присущих самому ребенку.
Одной из наиболее острых проблем современной
школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом
классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности
является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год
обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он
адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым
и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями
физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали
детские дошкольные учреждения.
Нормативно-правовые документы
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от
23.12.2012;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04. 07. 2014 г. № 41, с изменениями).
Актуальность
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития.
Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы
он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации
развития, своего социального статуса.
Учитывая все вышеизложенное, школа решила вести целенаправленную работу по
подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
Данная программа направлена на создание
социальной ситуации развития
дошкольников, условий, открывающих возможности позитивной социализации детей 6- 7
- летнего возраста, формирования личностного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей посредством
культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими
детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Адресат программы
Основной возраст детей, на которых рассчитана программа 6-7 лет.
При
определении
стратегических
характеристик
образовательной
программы
3

дополнительного образования детей «Школа будущего первоклассника», учитываются
существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные
различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении,
речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими
индивидуальными особенностями дошкольников. При этом успешность и
своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы,
качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик
обучения. Объем и сроки освоения дополнительной образовательной программы
Программа составлена в объеме 50 часов, рассчитана на 7 месяцев обучения. Сроки
освоения данной программы предполагают проведение учебных занятий согласно
расписанию платных услуг в течение всего учебного года (кроме каникулярного времени
и государственных праздников).
Цели программы:
1. Всестороннее развитие детей 6-7 лет, позволяющее им в дальнейшем успешно
овладеть школьной программой.
2. Создание условий для успешной адаптации будущих первоклассников, для
развития и воспитания личности дошкольников.
3. Достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО
и ФГОС НОО.
Задачи программы:
1.Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья будущих первоклассников.
2.Обеспечение планируемых результатов по освоению выпускниками дошкольных
образовательных учреждений целевых установок, приобретению знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
3.Становление и развитие личности в еѐ индивидуальности,
самобытности,
уникальности и неповторимости.
4. Обеспечение преемственности начального общего и дошкольного образования.
5. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ).
6.Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды.
7.Использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа.
Условия реализации программы:
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.
Условия формирования групп: группы примерно одного возраста.
Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим
регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации
программы.
Количество детей в группе: соответственно формирующимся группам по
возрастному критерию, но не более 25 человек.
Формы и виды занятий
Основная форма проведения занятий — урок, с использованием фронтальных,
групповых, а так же игровых методов. Обучение строится на игровой деятельности и
носит практический характер.
4

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию
координации движений.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению
математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но
ведущим остаѐтся метод практических действий, который позволяет дошкольникам
усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения
на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Режим
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 занятия по 2 образовательным курсам в
день.
Продолжительность
занятия
30 минут

Периодичность в
неделю
1 раз в неделю

Количество
часов в неделю
2 часа

Количество
часов за 7
месяцев
50 часов

Формы организации деятельности учащихся на занятии
Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.п.);
Групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется
таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности);
Индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции
пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Материально-техническое обеспечение:
Старший
дошкольный возраст
сензитивен обучению, опирающемуся на
наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов
обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы
таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование
для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Оно благодаря
Интернету и единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (например,
http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим занятиям
по программе.
Помещения учебных кабинетов (8, 27, 49)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);

5

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке
учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных
произведений, их
поступкам;
объяснять, хочет идти в школу пли нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
6

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты:
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе занятий опыт
специфической деятельности по получению нового знания, по его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов знания, лежащая в основе
современной картины мира.
На уровне учащегося:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях,
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий.
2. Учебный план
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию по 2 образовательным курсам в день,
25 недель.
№
Курс
Теория
Практика
Всего
1
«Знакомство с грамотой и 15
10
25
окружающим миром»
3
«Знакомство
с 15
10
25
математикой»
Итого:
30
20
50

3. Оценочные, а так же методические и дидактические материалы
Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебнодемонстрационные
пособия, видеофильмы.
Методические материалы:
Для проведения занятий используется учебно-методический комплект:
- О.Н. Крылова. Знакомство с грамотой и окружающим миром:конспекты занятий;
- О.Н. Крылова. Знакомство с математикой: конспекты занятий
Информационно-методические условия
Интернет ресурсы:
- www. 1 september.ru
- http://numi.ru/fullview.php?id=19070
- http://numi.ru/fullview.php?id=191l0
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/172983/9/
- http://ikt-aim.ucoz.ru/load/budushhim_pervoklassnikam/reshi_primer_raskras/111-0-56
- http://detsad-kitty.ru/ras/981
-labirinty-dlya-detej.html
- http://numi.ru/fullview.php?id=18617
- http://www.proshkolu.ru/download/1259877/961dfc79ab210b7b/
- http://numi.ru/16502
- http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/library/graficheskiediktanty
- http://numi.ru/fullview.php?id=19172
- http://www.proshkolu.ru/download/1220241/83a62829f0896039/
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
Учебно-демонстрационные пособия, видеофильмы.
Методические материалы
Изучение теоретического материала осуществляется как отдельные теоретические
занятия, так и в форме 5-10-минутных бесед. При проведении бесед используются
7

наглядные пособия, учебные фильмы. Для успешного решения задач Программы
применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся
конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: методы упражнений, игровой метод, соревновательный
метод.
Оценочные материалы:
После половины занятий проводится промежуточное родительское собрание с
целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации
для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом
собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В
конце подготовки проводится диагностика детей, и на завершающем этапе составляется
сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается
внимание, память, логическое мышление, зрительно - моторная координация. Они
привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный
период проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы
будущего первоклассника. Программа подготовки детей к школе обеспечивает
преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически
подготавливает к началу обучения.
Формы фиксации результатов:
- Опрос;
- Наблюдение;
- Тестирование.
Список литературы для педагога
- Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь, 2011;
- С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Я готовлюсь к школе: Популярное пособие для детей
и родителей, 2006;
- В. Загвоздкин. Готовность к школе и эмоциональный интеллект, 2008;
- М. Аромштам. Готовы ли дети учиться, в 3-х частях, 2010;
- Е. В. Языканова. Учись учиться, 2006;
- П. Гордиенко, С. Гордиенко. Правила поведения в школе, 2009;
- И. Павлов, Первый класс — это класс!, 2010
- П. Семаго. М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к
началу школьного обучения, 2005;
- И. Артюхова. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших
школьников, 2008;
- И. Артюхова. В первом классе без проблем, 2008 и др.
- В. Т. Голубь. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет,2004;
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. 300 узоров: Готовимся к школе, 2004;
- П. В. Нечаева. Задания по развитию речи, 2007 и др.
- С. И. Волкова. Математические ступеньки: Пособие для детей 5-7 лет, 2014;
- Счѐт до 20. Папка дошкольника.2008;
- Поиграем со словами. Папка дошкольника,2010;
- С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Математика для малышей. Ч.1,2 Тетрадь с
заданиями для развития детей., 2010;
- С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. 30 занятий для успешной подготовки к школе:
Рабочая тетрадь дошкольника, Ч.1,2, - 2010;
- Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития детей . Ч.1,2 — 2015;
8

- Волшебные картинки. Папка дошкольника, 2008

4. Календарный учебный график по программе «Школа будущего первоклассника» на
2021-2022 учебный год
9

Дата начала
обучения по
программе
08.10.2021

Дата окончания
обучения по
программе
30.04.2022

Всего
учебных
недель
25

Количество
учебных часов

Режим занятий

50

1 раз в неделю
по 2 занятия по 2
образовательным
курсам в день

10

5. Приложения
Приложение 1 Рабочая программа «Знакомство с грамотой и окружающим миром» к
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»
Приложение 2 Рабочая программа «Знакомство с математикой» к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе социально - педагогической
направленности «Школа будущего первоклассника»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».