Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………. 3 2. Учебный план…………………………………………………...7 3. Оценочные и методические материалы…………………….. ..7 4. Календарный учебный график……………………………….. .10 5. Приложение……………………………………………………..11 2 1. Пояснительная записка Направленность программы: образовательная программа гуманитарной направленности. Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех детей, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Нормативно-правовые документы - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 23.12.2012; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04. 07. 2014 г. № 41, с изменениями). Актуальность Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Учитывая все вышеизложенное, школа решила вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе. Данная программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, условий, открывающих возможности позитивной социализации детей 6- 7 - летнего возраста, формирования личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Адресат программы Основной возраст детей, на которых рассчитана программа 6-7 лет. При определении стратегических характеристик образовательной программы 3 дополнительного образования детей «Школа будущего первоклассника», учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями дошкольников. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения. Объем и сроки освоения дополнительной образовательной программы Программа составлена в объеме 50 часов, рассчитана на 7 месяцев обучения. Сроки освоения данной программы предполагают проведение учебных занятий согласно расписанию платных услуг в течение всего учебного года (кроме каникулярного времени и государственных праздников). Цели программы: 1. Всестороннее развитие детей 6-7 лет, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. 2. Создание условий для успешной адаптации будущих первоклассников, для развития и воспитания личности дошкольников. 3. Достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО. Задачи программы: 1.Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья будущих первоклассников. 2.Обеспечение планируемых результатов по освоению выпускниками дошкольных образовательных учреждений целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 3.Становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. 4. Обеспечение преемственности начального общего и дошкольного образования. 5. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ). 6.Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. 7.Использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа. Условия реализации программы: Условия набора в коллектив: принимаются все желающие. Условия формирования групп: группы примерно одного возраста. Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы. Количество детей в группе: соответственно формирующимся группам по возрастному критерию, но не более 25 человек. Формы и виды занятий Основная форма проведения занятий — урок, с использованием фронтальных, групповых, а так же игровых методов. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. 4 Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остаѐтся метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д. Режим Занятия проводятся один раз в неделю по 2 занятия по 2 образовательным курсам в день. Продолжительность занятия 30 минут Периодичность в неделю 1 раз в неделю Количество часов в неделю 2 часа Количество часов за 7 месяцев 50 часов Формы организации деятельности учащихся на занятии Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); Групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); Индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков. Материально-техническое обеспечение: Старший дошкольный возраст сензитивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы таблицы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ ко многим занятиям по программе. Помещения учебных кабинетов (8, 27, 49) Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: Личностными результатами является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); 5 - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; объяснять, хочет идти в школу пли нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметные результаты: Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы; - учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; Коммуникативные УУД: - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; 6 - учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметные результаты: Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе занятий опыт специфической деятельности по получению нового знания, по его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов знания, лежащая в основе современной картины мира. На уровне учащегося: - формирование и поддержание интереса к данному курсу, - участие всех детей в проводимых мероприятиях, - творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте, - качество выполнения учебных заданий. 2. Учебный план Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию по 2 образовательным курсам в день, 25 недель. № Курс Теория Практика Всего 1 «Знакомство с грамотой и 15 10 25 окружающим миром» 3 «Знакомство с 15 10 25 математикой» Итого: 30 20 50 3. Оценочные, а так же методические и дидактические материалы Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебнодемонстрационные пособия, видеофильмы. Методические материалы: Для проведения занятий используется учебно-методический комплект: - О.Н. Крылова. Знакомство с грамотой и окружающим миром:конспекты занятий; - О.Н. Крылова. Знакомство с математикой: конспекты занятий Информационно-методические условия Интернет ресурсы: - www. 1 september.ru - http://numi.ru/fullview.php?id=19070 - http://numi.ru/fullview.php?id=191l0 - http://www.labirint.ru/screenshot/goods/172983/9/ - http://ikt-aim.ucoz.ru/load/budushhim_pervoklassnikam/reshi_primer_raskras/111-0-56 - http://detsad-kitty.ru/ras/981 -labirinty-dlya-detej.html - http://numi.ru/fullview.php?id=18617 - http://www.proshkolu.ru/download/1259877/961dfc79ab210b7b/ - http://numi.ru/16502 - http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/library/graficheskiediktanty - http://numi.ru/fullview.php?id=19172 - http://www.proshkolu.ru/download/1220241/83a62829f0896039/ Дидактическое обеспечение образовательного процесса: Учебно-демонстрационные пособия, видеофильмы. Методические материалы Изучение теоретического материала осуществляется как отдельные теоретические занятия, так и в форме 5-10-минутных бесед. При проведении бесед используются 7 наглядные пособия, учебные фильмы. Для успешного решения задач Программы применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: методы упражнений, игровой метод, соревновательный метод. Оценочные материалы: После половины занятий проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце подготовки проводится диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно - моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника. Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения. Формы фиксации результатов: - Опрос; - Наблюдение; - Тестирование. Список литературы для педагога - Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь, 2011; - С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Я готовлюсь к школе: Популярное пособие для детей и родителей, 2006; - В. Загвоздкин. Готовность к школе и эмоциональный интеллект, 2008; - М. Аромштам. Готовы ли дети учиться, в 3-х частях, 2010; - Е. В. Языканова. Учись учиться, 2006; - П. Гордиенко, С. Гордиенко. Правила поведения в школе, 2009; - И. Павлов, Первый класс — это класс!, 2010 - П. Семаго. М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения, 2005; - И. Артюхова. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников, 2008; - И. Артюхова. В первом классе без проблем, 2008 и др. - В. Т. Голубь. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет,2004; - О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. 300 узоров: Готовимся к школе, 2004; - П. В. Нечаева. Задания по развитию речи, 2007 и др. - С. И. Волкова. Математические ступеньки: Пособие для детей 5-7 лет, 2014; - Счѐт до 20. Папка дошкольника.2008; - Поиграем со словами. Папка дошкольника,2010; - С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Математика для малышей. Ч.1,2 Тетрадь с заданиями для развития детей., 2010; - С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. 30 занятий для успешной подготовки к школе: Рабочая тетрадь дошкольника, Ч.1,2, - 2010; - Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития детей . Ч.1,2 — 2015; 8 - Волшебные картинки. Папка дошкольника, 2008 4. Календарный учебный график по программе «Школа будущего первоклассника» на 2021-2022 учебный год 9 Дата начала обучения по программе 08.10.2021 Дата окончания обучения по программе 30.04.2022 Всего учебных недель 25 Количество учебных часов Режим занятий 50 1 раз в неделю по 2 занятия по 2 образовательным курсам в день 10 5. Приложения Приложение 1 Рабочая программа «Знакомство с грамотой и окружающим миром» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально педагогической направленности «Школа будущего первоклассника» Приложение 2 Рабочая программа «Знакомство с математикой» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально - педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»