Адаптированная рабочая программа по предмету Русский язык 1-4 классы для обучающихся с ЗПР

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК ОСВОЕНИЯ: 4 года

Богданович

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
язык»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
язык»
Адаптированная программа освоения учебного предмета «Русский язык»
обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимися с
ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения
основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
Филология

Русский язык:
1)
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2)
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3)
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4)
овладение основами грамотного письма;
5)
овладение
обучающимися
коммуникативно-речевыми
умениями,
необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6)
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной

речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7)
использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального
общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их
грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения
и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
– научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
– сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных
текстов, овладеет умением проверять написанное;
– получит первоначальные представления о системе и структуре русского и
родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и
графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и
синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении
изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;

–

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв
в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником
алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе
основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:

–

проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения,
обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
– безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающие предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
– оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его;
– самостоятельно озаглавливать текст;

–
–

составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы
связи).

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости –
мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов
и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
1

Изучается во всех разделах курса.

значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных
и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический
разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
железный”. Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа
“желток”, “

непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для

усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать
нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
урока

1
2
3
4
5

6

7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема/Раздел
«Русский язык. Обучение письму»
Добукварный период (14 ч.)
Пропись - первая учебная тетрадь.
Рабочая строка.
Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов.
Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо
наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу
(вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху
(влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением
внизу (вправо).
Письмо больших и маленьких овалов, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их
чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с
закруглением влево и вправо.
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо
полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Строчная и заглавная буквы А, а.
Строчная и заглавная буквы О, о.
Строчная буква и. Заглавная буква И.
Строчная буква ы.
Строчная и заглавная буквы У, у.
Букварный период (58 часов)
Строчная и заглавная буквы Н, н
Строчная и заглавная буквы С, с.
Строчная и заглавная буквы К, к.
Строчная и заглавная буквы К, к.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
Строчная и заглавная буквы Р, р.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы Е, е
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы М, м.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы Б, б
Строчная и заглавная буквы Б, б

Кол-во
часов

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Я, я.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов.
Строчная и заглавная буквы Г, г
Строчная и заглавная буквы Г, г
Строчная и заглавная буквы Ч, ч.
Строчная и заглавная буквы Ч, ч.
Буква ь.
Буква ь.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Строчная и заглавная буквы Ж, ж
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв.
Строчная буква ё.
Заглавная буква Ё
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц
Строчная и заглавная буквы Ц, ц
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная буква щ.
Заглавная буква Щ.
Заглавная буква Щ.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ.
Контрольное списывание.
Послебукварный период (16 ч.)
Оформление предложений.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Повторение изученного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

89
90
91
92
93
94
95
96
97

98
99
100
101

102
103

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

Безударные гласные в корне слова
Звонкие и глухие согласные в конце слова
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание чк, чн, щн.
Заглавная буква в словах.
Письмо слов с изученными орфограммами
Деление слов на слоги.
Основа предложения.
Основа предложения.
Алфавитный порядок слов.
Контрольное списывание.
Русский язык 44 (ч.)
Наша речь 9 (ч.)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни
людей.
Виды речи (общее представление).
Предложение как группа слов, выражающая законченную
мысль
Диалог.
Текст, предложение.
Слова - названия предметов и явлений, слова - названия
признаков предметов, слова - названия действий предметов.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным
словам.
Слова - названия предметов и явлений, слова - названия
признаков предметов, слова - названия действий предметов.
Слово и слог (4 ч.)
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Правило переноса слов.
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством
создания словесно-художественного образа.
Ударение (общее представление) (2ч.)
Ударение. Ударный и безударный слог.
Развитие речи. Коллективное составление содержания
основной части сказки.
Звуки и буквы (29 ч.)
Звуки и буквы.
Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы е, е, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э
Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.
Ударные и безударные гласные звуки.
Ударные и безударные гласные звуки.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и
опорным словам.
Ударные и безударные гласные звуки.
Согласные звуки.
Слова с удвоенными согласными.
Буквы й и и. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным
порядком предложений.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Согласные парные и непарные по твердости-мягкости.
Согласные звонкие и глухие.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Шипящие согласные звуки.
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые
скороговорки».
Буквосочетания чк, чн, чт.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Повторение изученного.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов и т.д.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов и т.д.
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок –
изученные правила письма).
Итоговое повторение. Правила правописания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема/Раздел
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога?
Текст (3 ч)
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста
Предложение (11 ч.)
Что такое предложение?
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Контрольное списывание
Как составить из слов предложение?
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Что такое распространенные и нераспространенные
предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине
Работа над ошибками
Слова, слова, слова…(16 ч.)
Что такое лексическое значение слова?
Что такое однозначные и многозначные слова?

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Что такое родственные слова?
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Какие бывают слоги?
Как определить ударный слог?
Как определить ударный слог?
Как переносить слова с одной строки на другую?
Обучающее сочинение по серии картинок
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Звуки и буквы (30 ч.)
Как различить звуки и буквы?
Как мы используем алфавит?
Как мы используем алфавит?
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки?
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне
Развитие речи. Обучающее сочинение
Диктант.
Работа над ошибками
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое
Согласный звук [Й] и буква И краткое
Слова с удвоенными согласными
Развитие речи
Наши проекты. И в шутку и всерьез
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед
другими согласными
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед
другими согласными
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками
Наши проекты. Пишем письмо

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63. Обобщающий урок
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (26 ч.)
64. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
65. Развитие речи. Обучающее изложение
66. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»
67. Контрольный диктант
68. Закрепление знаний. Работа над ошибками
69. Наши проекты. Рифма
70. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
71. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
72. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Проверь себя
73. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
74. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
75. Проверка парных согласных в корне слова
76. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка
парных согласных
77. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного
текста
78. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова
79. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова
80. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова. Изложение повествовательного текста по вопросам
плана
81. Проверка знаний
82. Диктант
83. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
84. Правописание слов с разделительным мягким знаком
85. Правописание слов с разделительным мягким знаком
86. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного
материала
87. Контрольное списывание
88. Обучающее сочинение «Зимние забавы»
89. Проверка знаний. Обобщение изученного материала
Части речи (36 ч.)
90. Что такое части речи?
91. Что такое имя существительное?
92. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
93. Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание собственных имен существительных
94. Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг,
журналов и газет
95. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие
речи
96. Заглавная буква в географических названиях
97. Обучающее изложение
98. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы
99. Единственное и множественное число имен существительных
100. Единственное и множественное число имен существительных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Обучающее изложение
Диктант
Работа над ошибками
Что такое глагол?
Что такое глагол?
Единственное и множественное число глаголов
Единственное и множественное число глаголов
Правописание частицы НЕ с глаголами
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
Что такое текст-повествование?
Проверка знаний. Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным
Прилагательные, близкие и противоположные по значению
Единственное и множественное число имен прилагательных
Что такое текст-описание?
Проверка знаний. Общее понятие о предлоге
Раздельное написание предлогов со словами
Восстановление предложений
Проверка знаний. Диктант
Работа над ошибками
Что такое местоимение?
Что такое местоимение?
Что такое текст-рассуждение?
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками
Повторение (11 ч.)
Повторение по теме «Текст»
Сочинение по картине
Повторение по теме «Предложение»
Повторение по теме «Предложение»
Повторение по теме «Слово и его значение»
Повторение по теме «Части речи»
Повторение по теме «Части речи»
Повторение по теме «Звуки и буквы»
Повторение по теме «Правила правописания»
Контрольное списывание
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№ урока
1
2
3
4

Тема / Раздел
Язык и речь (2 ч.)
Наша речь. Виды речи.
Наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч.)
Текст. Типы тестов
Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Кол-во часов
1
1
1
1

5
6
7,8
9,10
11,12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47,48
49,50
51
52,53
54,55

Виды предложений по интонации
Предложения с обращениями
Главные и второстепенные члены предложения
Простые и сложные предложения
Словосочетание
Контрольный диктант по теме: «Предложение»
Слово в языке и речи (18 ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова
Синонимы и антонимы
Омонимы
Слово и словосочетание
Фразеологизмы
Обучающее изложение
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Что такое имя числительное?
Однокоренные слова
Звуки и буквы. Гласные звуки
Звуки и буквы. Согласные звуки
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий
знак
Обучающее изложение
Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове»
Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»
Состав слова (14 ч.)
Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Сложные слова
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Окончание слова
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Значение приставок
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Значение суффиксов
Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе»
Что такое основа слова?
Обобщение изученного
Контрольный диктант по теме: «Состав слова»
Обучающее изложение
Проект «Семья слов»
Правописание частей слова (23 часа)
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в
корне
Обучающее изложение
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с удвоенными согласными

1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2

56
57
58-60
61,62
63
64
65,66
67
68
69
70,71
72
73
74
75
76,77
78,79
80,81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

97,98
99
100
101
102,103
104
105,106
107,108
109
110
111

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Правописание суффиксов и приставок
Правописание приставок и предлогов
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Обучающее изложение
Проект «Составляем орфографический словарь»
Части речи (61 ч.)
Части речи
Имя существительное (27 ч.)
Значение и употребление имён существительных в речи
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Обучающее изложение
Собственные и нарицательные имена существительные
Проект «Тайна имени»
Число имён существительных
Род имён существительных
Мягкий знак на конце имён существительных
после
шипящих
Обучающее изложение
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Склонение имён существительных
Падеж имён существительных
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван – царевич и
лягушка – квакушка»
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Обучающее изложение
Обобщение знаний. Проект «Зимняя страничка»
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных
окончаний имён существительных»
Имя прилагательное (15 ч.)
Значение и употребление имён прилагательных в речи
Роль прилагательных в тексте
Текст-описание. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевналебедь»
Род имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Число имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по падежам
Обобщение знаний
Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»
Проект «Имена прилагательные в загадках»

1
1
3
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1

112
113
114
115
116,117
118,119
120
121
122
123,124
125
126
127,128
129
130
131
132
133
134
135
136

Местоимение (4 ч.)
Личные местоимения
Изменение личных местоимений по родам
Местоимение
Обучающее изложение
Глагол (14 ч.)
Значение и употребление глаголов в речи
Неопределённая форма глагола
Число глаголов
Времена глаголов
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение
Род глаголов в прошедшем времени
Правописание частицы не с глаголами
Обобщение изученного
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение (7 .)
Части речи
Обобщение изученного о словах, предложениях
Правописание окончаний имён прилагательных
Правописание приставок и предлогов
Правописание безударных гласных
Итоговый контрольный диктант
Текст. Сочинение н тему «Почему я жду летних каникул»

1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема/Раздел
Повторение изученного (10 ч.)
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш
язык. Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст и его план.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Е. Пермяка.
Анализ изложения. Текст. Типы текстов.
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели
высказывания.
Виды предложений по интонации.
Диалог. Обращение.
Основа предложения Главные и второстепенные члены
предложения.
Контрольный диктант №1 (входной) с грамматическими
заданиями.
Словосочетание.
Предложение (8 ч.)
Однородные члены предложения (общее понятие).
Связь однородных членов в предложения
с помощью
интонации перечисления и союзов.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
предложения.

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15

16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35

36

37

38
39

40
41

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая
осень».
Простые и сложные предложения. Связь между простыми
предложениями в составе сложного. Наши проекты
«Похвальное слово знакам препинания».
Сложное предложение и предложение с однородными
членами.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина.
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме
«Предложение».
Слово в языке и речи (15 ч.)
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах
слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях
слов, удвоенных согласных.
Упражнение в правописании приставок и суффиксов.
Разделительный ъ и ь знаки.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Ю.
Дмитриева.
Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Имя числительное как часть речи. Глагол как часть речи.
Наречие как часть речи. Образование и употребление наречий.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
Контрольный диктант №3 с грамматическими заданиями по
разделу «Слово в языке и речи».
Имя существительное (31 ч.)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Распознавание падежей имён существительных.
Упражнение в распознавании именительного, родительного,
винительного
падежей
неодушевлённых
имён
существительных.
Упражнение в распознавании одушевлённых
имён
существительных в родительном, винительном и дательном
падежах.
Упражнение в различении
имён существительных
в
творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена
существительные.
Контрольное списывание.
Три склонения имён существительных(общее представление).
1-е склонение имён существительных
Упражнение в
распознавании имён существительных 1-го склонения.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника
А.А. Пластова «Первый снег».
2-е склонение имён существительных.
Упражнение в

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1

1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68

распознавании имён существительных 2-го склонения.
3-е склонение имён существительных.
Упражнение в
распознавании имён существительных 3-го склонения.
Обобщение знаний о типах склонения.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова.
Правописание падежных окончаний имен существительных в
единственном числе.
Именительный и винительный падежи.
Правописание
окончаний
имён
существительных
в
родительном падеже.
Именительный, родительный и винительный падежи
одушевлённых имён существительных.
Правописание окончаний имён существительных в дательном
падеже.
Упражнение в правописании имен существительных в
дательном и родительном падежах.
Правописание
окончаний
имен
существительных
в
творительном падеже.
Правописание
окончаний
имен
существительных
в
предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных
во всех падежах.
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных.
Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины
художника В.А. Тропинина «Кружевница»
Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных в единственном
числе».
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Именительный и родительный падежи имён существительных
множественного числа.
Родительный и винительный падежи имён существительных
во множественном числе.
Дательный, творительный, предложный падежи
имён
существительных во множественном числе.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева.
Правописание падежных окончаний имён существительных в
единственном и множественном числе.
Контрольный диктант № 5 с грамматическими заданиями по
итогам первого полугодия.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект
«Говорите правильно!»
Имя прилагательное (27 ч.)
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имён прилагательных.
Развитие речи. Составление текста – описания на тему
«Любимая игрушка».
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

83
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93
94

Развитие речи. Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А.
Серова «Мика Морозов».
Именительный и родительный падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего
рода.
Именительный, винительный, родительный падежи имён
прилагательных мужского и среднего рода.
Творительный и предложный падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе.
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина».
Склонение имён прилагательных
в женском
роде в
единственном числе.
Именительный и винительный падежи имён прилагательных
женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи
имён прилагательных женского рода.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных
женского рода. Словарный диктант №4.
Упражнение в правописании падежных окончаний имён
прилагательных в единственном числе.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Г.
Скребицкого.
Контрольный диктант №6 с грамматическими заданиями по
теме «Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных в единственном числе».
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение
имен прилагательных во множественном числе.
Развитие речи. Сочинение – отзыв по картине Н.К. Рериха
«Заморские гости».
Именительный и винительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева.
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».
Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине И.Г. Грабаря
«Февральская лазурь».
Контрольный диктант №7 с грамматическими заданиями по
теме «Имя прилагательное».
Личные местоимения (7 ч.)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
Правописание местоимений с предлогам.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

95
96
97
98

99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту В.
Железникова.
Анализ
изложения.
Обобщение
знаний
по
теме
«Местоимение». Проверка знаний по теме « Местоимение».
Глагол (25 ч.)
Роль глаголов в языке.
Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по временам.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту В.
Бочарникова.
Спряжение глаголов.
2-е лицо единственного числа глаголов в настоящем и
будущем времени.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.
Левитана «Весна. Большая вода».
Ι и ΙΙ спряжения глаголов в настоящем времени.
Ι и ΙΙ спряжения глаголов в будущем времени.
Проект «Пословицы и поговорки».
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения
в настоящем и в будущем времени.
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения
в настоящем и в будущем времени.
Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах.
Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах.
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Дж. Родари.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени.
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Контрольный диктант №8 с грамматическими заданиями по
теме «Глагол»
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение
изученного по теме «Глагол».
Развитие речи. Обучающее изложение по тексту К.
Паустовского.
Работа над ошибками. Проверка знаний по теме «Глагол».
Контрольное списывание.
Повторение (13 ч.)
Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слов.
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции
картины И.И. Шишкина «Рожь».
Состав слова.
Правописание значимых частей слов.
Части речи.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

132
133
134
135
136

Развитие речи. Контрольное изложение по тексту А.Н.
Толстого «Желтухин».
Части речи.
Итоговый контрольный диктант № 9 с грамматическими
заданиями.
Работа над ошибками. Звуки и буквы.
Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей Речи».

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».