АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ СРОК ОСВОЕНИЯ: 4 года Богданович Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Адаптированная программа освоения учебного предмета «Математика» обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать Математика: 1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; Числа и величины Выпускник научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр). Выпускник получит возможность научиться: выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. Арифметические действия Выпускник научится: выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: выполнять действия с величинами; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится: устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: решать задачи в 3—4 действия; находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры Выпускник научится: описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится: измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится: читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: читать несложные готовые круговые диаграммы; достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Раздел 2. Содержание учебного предмета Числа и величины Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в этом людям; - уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № урока Тема/Раздел Кол-во часов Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч.) 1. Учебник математики. Роль математики в жизни людей и 1 общества. 2. Счет предметов. 1 3. Вверху. Внизу. Слева. Справа 1 4. Раньше. Позже. Сначала. Потом 1 5. Столько же. Больше. Меньше. 1 6. На сколько больше? На сколько меньше? 1 7. На сколько больше? На сколько меньше? 1 8. Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к 1 изучению чисел» Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч.) 9. Много. Один. 1 10. Число и цифра 2 1 11. Число и цифра 3 1 12. Знаки +, –, =. 1 13. Число и цифра 4 1 14. Длиннее, короче 1 15. Число и цифра 5 1 16. Числа от 1 до 5. Состав числа 5. 1 17. Странички для любознательных 1 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. 1 19. Ломаная линия 1 20. Закрепление изученного. 1 21. Знаки >, <, =. 1 22. Равенство. Неравенство 1 23. Многоугольник 1 24. Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 1 25. Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 1 26. Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 1 27. Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 1 28. Число 10. 1 29. Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 30. Наши проекты 1 31. Сантиметр. 1 32. Увеличить на… Уменьшить на… 1 33. Число 0. 1 34. Сложение и вычитание с числом 0 1 35. Странички для любознательных 1 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. Что узнали. Чему научились. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч.) Защита проектов Сложение и вычитание вида # + 1, # – 1 Сложение и вычитание вида # + 1 + 1, # – 1 – 1. Сложение и вычитание вида # + 2, # – 2 Слагаемые. Сумма. Задача. Составление задач по рисунку Таблицы сложения и вычитания с числом 2 Присчитывание и отсчитывание по 2 Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. 1 Странички для любознательных Что узнали. Чему научились Странички для любознательных Сложение и вычитание вида # + 3, # – 3. Прибавление и вычитание числа 3 Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. Таблицы сложения и вычитания с числом Присчитывание и отсчитывание по 3 Решение задач Решение задач Странички для любознательных Что узнали. Чему научились Что узнали. Чему научились Закрепление изученного Закрепление изученного Проверочная работа Закрепление изученного. Закрепление изученного. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) Сложение и вычитание вида # + 4, # – 4 Закрепление изученного. На сколько больше? На сколько меньше? Решение задач. Таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решение задач. Перестановка слагаемых Применение переместительного свойства сложения для случаев 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. вида # + 5, 6, 7, 8, 9. Таблицы для случаев вида # + 5, 6, 7, 8, Состав чисел в пределах 10. Закрепление Состав чисел в пределах 10. Закрепление Закрепление изученного. Решение задач. Что узнали. Чему научились Закрепление изученного. Проверка знаний Связь между суммой и слагаемыми. Связь между суммой и слагаемыми Решение задач Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Вычитание вида 6 – #, 7 – #. Закрепление приема вычислений вида 6 – #, 7 – #. Решение задач Вычитание вида 8 – #, 9 – #. Закрепление приема вычислений вида 8 – #, 9 – #. Решение задач Вычитание вида 10 – #. Закрепление изученного. Решение задач. Килограмм. Литр. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. Числа от 1 до 20. Нумерация (14 ч.) Названия и последовательность чисел от 11 до 20 Образование чисел второго десятка Запись и чтение чисел второго десятка Дециметр. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились Проверочная работа. Закрепление изученного. Работа над ошибками Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. Повторение. Подготовка к решению задач в два действия Составная задача. Составная задача. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23 ч.) Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # + 2, # + 3. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # + 4. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. +5 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # + 6. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # + 7. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида # + 8, # + 9 Таблица сложения. Таблица сложения. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток Вычитание вида 11 – #. Вычитание вида 12 – #. Вычитание вида 13 – # Вычитание вида 14 – #. Вычитание вида 15 – # Вычитание вида 16 – #. Вычитание вида 17 – #, 18 – #. Закрепление изученного Странички для любознательных. Наши проекты. Что узнали, чему научились в 1 классе? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс № урока Тема/Раздел Кол-во часов Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч.) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Числа от 1 до 20. Числа от 1 до 20. Десятки. Счет десятками до 100. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Миллиметр. Миллиметр. Закрепление. Входная контрольная работа Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Метр. Таблица мер длины. Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Странички для любознательных. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа Странички для любознательных. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 ч.) 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Задачи, обратные данной. Сумма и разность отрезков. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. Закрепление изученного. Решение задач. Единицы времени. Час. Минута. Длина ломаной. Закрепление изученного. Странички для любознательных. Контрольная работа за 1 четверть. Анализ контрольной работы. Порядок выполнения действий. Скобки. Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. Свойства сложения. Свойства сложения. Закрепление. Закрепление изученного. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Подготовка к изучению устных приемов вычислений. Прием вычислений вида 36 + 2, 36 + 20. Прием вычислений вида 36 – 2, 36 – 20. Прием вычислений вида 26 + 4. Прием вычислений вида 30 – 7. Прием вычислений вида 60 – 24. Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученного. Решение задач. Прием вычислений вида 26 + 7. Прием вычислений вида 35 – 7. Закрепление изученного. Закрепление изученного. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа за 2 четверть Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. Буквенные выражения. Закрепление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Уравнение. Закрепление. Проверка сложения. Проверка вычитания. Закрепление изученного. Закрепление изученного. Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (29 ч.) Сложение вида 45 + 23. Вычитание вида 57 – 26. Проверка сложения и вычитания. Закрепление изученного. Угол. Виды углов. Закрепление изученного. Сложение вида 37 + 48. Сложение вида 37 + 53. Прямоугольник. Прямоугольник. Закрепление изученного. Сложение вида 87 + 13. Закрепление изученного. Решение задач. Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8. Вычитание вида 50 – 24. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Вычитание вида 52 – 24. Закрепление изученного. Закрепление изученного. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Закрепление изученного. Квадрат. Квадрат. Закрепление. Наши проекты. Оригами. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление (25 ч.) Конкретный смысл действия умножения. Конкретный смысл действия умножения. Закрепление. Вычисление результата умножения с помощью сложения. Задачи на умножение. Периметр прямоугольника. Умножение нуля и единицы. Контрольная работа за 3 четверть. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Названия компонентов и результата умножения. Переместительное свойство умножения. Переместительное свойство умножения. Закрепление. Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию). Конкретный смысл действия деления. Закрепление. Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части). Закрепление изученного. Названия компонентов и результата деления. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа «Умножение» Умножение и деление. Закрепление. Связь между компонентами и результатом умножения. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приемы умножения и деления на 10. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Закрепление изученного. Решение задач. Проверочная работа «Деление» Табличное умножение и деление (18 ч.) 1 1 1 Умножение числа 2 и на 2. Умножение числа 2 и на 2. Приемы умножения числа 2. Деление на 2. Деление на 2. Закрепление. Закрепление изученного. Решение задач. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Умножение числа 3 и на 3. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Деление на 3. Закрепление изученного. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа за 4 четверть (итоговая). Закрепление изученного. Что узнали, чему научились во 2 классе? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Тема/Раздел Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч.) Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания Выражения с переменной Решение уравнений Решение уравнений Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами Странички для любознательных Входная контрольная работа Анализ контрольной работы. Связь умножения и сложения. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч.) Связь умножения и сложения Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа Таблица умножения и деления с числом 3 Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» Решение задач с понятиями «масса» и «количество» Порядок выполнения действий Порядок выполнения действий. Закрепление Порядок выполнения действий. Закрепление Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились Проверочная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» Таблица умножения и деления с числом 4 Закрепление изученного Задачи на увеличение числа в несколько раз Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление Задачи на уменьшение числа в несколько раз Решение задач Таблица умножения и деления с числом 5 Задачи на кратное сравнение Контрольная работа за 1 четверть. Решение задач Таблица умножения и деления с числом 6 Решение задач Решение задач Решение задач Таблица умножения и деления с числом 7 Странички для любознательных. Наши проекты Что узнали. Чему научились Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» Площадь. Сравнение площадей фигур Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. Площадь. Сравнение площадей фигур Квадратный сантиметр Площадь прямоугольника Таблица умножения и деления с числом 8 Закрепление изученного Закрепление изученного Решение задач Таблица умножения и деления с числом 9 Квадратный дециметр Таблица умножения. Закрепление Закрепление изученного Квадратный метр Закрепление изученного Странички для любознательных Что узнали. Чему научились Умножение на 1 Умножение на 0 Контрольная работа за 2 четверть. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число Закрепление изученного Доли Окружность. Круг Диаметр круга. Решение задач Единицы времени Единицы времени Странички для любознательных Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч.) Умножение и деление круглых чисел Деление вида 80 : 20 Умножение суммы на число Умножение суммы на число. Закрепление Умножение двузначного числа на однозначное Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление Закрепление изученного Деление суммы на число Деление суммы на число. Закрепление Деление двузначного числа на однозначное Делимое. Делитель Проверка деления Случаи деления вида 87 : 29 Проверка умножения Решение уравнений Решение уравнений Закрепление изученного Закрепление изученного Проверочная работа по теме «Решение уравнений» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. Деление с остатком Деление с остатком Деление с остатком. Закрепление Деление с остатком. Закрепление Решение задач на деление с остатком Случаи деления, когда делитель больше делимого Проверка деления с остатком Что узнали. Чему научились Наши проекты Проверочная работа по теме «Деление с остатком» Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.) Тысяча. Образование и названия трехзначных чисел Запись трехзначных чисел Письменная нумерация в пределах 1000 Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений Контрольная работа за 3 четверть. Сравнение трехзначных чисел Письменная нумерация в пределах 1000 Единицы массы. Грамм Закрепление изученного Закрепление изученного Проверочная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч.) Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200 Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90 Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140 Приемы письменных вычислений Алгоритм сложения трехзначных чисел Алгоритм вычитания трехзначных чисел Виды треугольников Закрепление изученного Что узнали. Чему научились Что узнали. Чему научились Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч.) Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений Виды треугольников Закрепление изученного Приемы письменных вычислений (13 ч.) Приемы письменного умножения в пределах 1000 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 125. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное 126. Закрепление изученного 127. Закрепление изученного 128. Приемы письменного деления в пределах 1000 129. Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное 130. Проверка деления 131. Закрепление изученного 132. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором 133. Закрепление изученного 134. Контрольная работа за 4 четверть. 135. Закрепление изученного 136. Обобщающий урок. Игра «По океану Математики» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема/Раздел Числа от 1 до 1000 (14 ч.) Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения. Алгоритм письменного деления. Входная контрольная работа. Приемы письменного деления. Приемы письменного деления. Диаграммы. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление». Странички для любознательных. Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12 ч.) Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного. Класс миллионов. Класс миллиардов. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. Наши проекты. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». Контрольная работа за 1 четверть. Величины (11 ч.) Единицы длины. Километр. Единицы длины. Закрепление изученного. Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам. Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. Век. Таблица единиц времени. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Величины». Сложение и вычитание (12 ч.) Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач. Решение задач. Сложение и вычитание величин. Решение задач. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Задачи-расчеты. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». Умножение и деление (43 ч.) Свойства умножения. Письменные приемы умножения. Письменные приемы умножения. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя Деление с числами 0 и 1. Контрольная работа за 2 четверть Письменные приемы деления. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. Закрепление изученного. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». Закрепление изученного. Умножение и деление на однозначное число. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. Решение задач на движение. Решение задач на движение. Странички для любознательных. Проверочная работа. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач. Перестановка и группировка множителей. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного Закрепление изученного. Деление числа на произведение. Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». Наши проекты. Умножение на двузначное и трехзначное число (34 ч.) Умножение числа на сумму. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число. Письменное умножение на двузначное число. Решение задач. Решение задач. Письменное умножение на трехзначное число. Контрольная работа за 3 четверть. Письменное умножение на трехзначное число. Закрепление изученного Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Письменное деление на двузначное число. Письменное деление с остатком на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число. Письменное деление на двузначное число. Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного. Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученного. Письменное деление на двузначное число. Закрепление. Закрепление изученного. Решение задач. Закрепление изученного. Решение задач. Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». Письменное деление на трехзначное число. Письменное деление на трехзначное число. Письменное деление на трехзначное число. Закрепление изученного. Деление с остатком. Деление на трехзначное число. Закрепление. Что узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число». Подготовка к олимпиаде. Закрепление изученного. Итоговое повторение (10 ч.) Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Контрольная работа за 4 класс. Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1