МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы деревообработки» (5-7 класс) г. Богданович, 2023 г. Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Приложение № 1 Учебно-методическое обеспечение программы Материально-техническая база Список литературы и средств обучения Пояснительная записка Нормативно-правовая основа: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 3я 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N. 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK—2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Направленность программы: техническая. Актуальность программы: Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовки в школе. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему. Отличительные особенности. В основу данной программы заложено духовнонравственное, художественно-эстетическое и техническое воспитание обучающихся среднего школьного возраста через знакомство с современными способами обработки конструкционных материалов. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Адресат программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения обучающихся 5-7 классов в возрасте 11-13 лет и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, изучение основ работы с электрическим и ручным инструментом. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы обучающихся, в программе возможны изменения в продолжительности и порядке прохождения тем. Объем и сроки освоения: Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа в объеме 68 часов в год. Форма обучения: очная Особенности организации образовательного процесса: Рекомендуемое количество учащихся в объединении до 15 человек, возрастной категории 11-13 лет. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы обучающихся, в программе возможны изменения в продолжительности и порядке прохождения тем. Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 2 часа. Общий объем – 68 часа в год. Цели и задачи программы Цель программы знакомство с методами применения ручного и электрического инструмента. В том числе и станочного оборудования. Приобретение знаний и навыков, необходимых для решения конкретных практических задач: Обучающих: •Ознакомиться с современными производственными технологиями; •Освоить методы решения простейших конструкторских и технологических задач; •Изучить основы работы ручным и электрическим инструментами; •Изучить устройство и принцип работы различного станочного оборудования; •Получить основные знания по документированию процессов проектирования и технологической подготовки производства изделий. Развивающих: •Развивать художественно - творческие способности учащихся; •Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности; •Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях технического и декоративно - прикладного творчества; •Формировать представление о мастере как о творческой личности; Воспитывающих: •Прививать любовь к техническому творчеству; •Пробуждать интерес к обработке материалов и к еѐ новым, современным направлениям; •Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; •Формировать навыки работы в коллективе. •Приобрести знания основ технологической культуры. •Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности; •Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности; Раздел 1. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю. Личностные результаты: Формирование навыков организации рабочего места и соблюдения основных правила техники безопасности; Развитие осознанного отношения к экономному расходованию материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: умение ставить учебные цели; умение использовать внешний план для решения поставленной задачи; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное; умение сличать результат действий с эталоном (целью); умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью; умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса. Предметные результаты: умение использовать терминологию моделирования; формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертеж; повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие, уровня развития творческих способностей; обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение связи и отношений в геометрических объектах; документирование результатов труда и проектной деятельности; проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования; моделирование с использованием средств программирования; выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и эскизов разрабатываемых объектов; грамотное пользование графической документацией и техникотехнологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; осуществление технологические процессов создания материальных объектов, имеющих инновационные элементы. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Раздел 2. Содержание общеразвивающей программы дополнительной общеобразовательной Раздел 1. Основы работы с ручным инструментом Теоретическое обучение-8 часов Охрана труда. Основы производственной санитарии и гигиены. Противопожарная безопасность. Применение древесины и древесных материалов. Строение и физико-механические свойства древесины. Получение и применение пиломатериалов и лесоматериалов. Правила безопасности при использовании ручного инструмента. Методы окрашивания древесины. Практическое обучение – 10 часов Организация рабочего места в школьной мастерской. Ручной инструмент мастерской. Раскрой и фугование пиломатериалов. Работа с режущим инструментом – ножовкой и лобзиком. Изготовление плоских деталей из пиломатериала и фанеры. Склеивание деталей и окрашивание морилкой(лаком). Раздел 2. Основы работы со станочным оборудованием Теоретическое обучение-8 часов Устройство и назначение станков: циркулярного, фуговального, токарного и сверлильного. Приемы работы на станочном оборудовании. Правила безопасного применения станочного оборудования. Противопожарная безопасность при использовании станков. Практическое обучение – 10 часов Правильная организация рабочего места в мастерской. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке. Сверление отверстий на сверлильном станке. Изготовление изделия подсвечник (или подобного) Раздел 3. Творческая деятельность Теоретическое обучение-8 часов Устройство и назначение ручного дримеля. Методы фрезеровки. Методы высокоточной разметки. Приемы работы с дримелем. Практическое обучение – 10 часов Выбор темы проекта. Составление технологической и конструкторской документации Изготовление проектного изделия (фигурка). Раздел 3. Календарно-тематическое планирование общеобразовательной общеразвивающей программы № Тема занятия Раздел 1. Основы работы с ручным инструментом 1-2 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи курса 3-4 Ручной инструмент мастерской 5-6 Кейс 1. Творческий поиск 7-8 Кейс 1. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации. 9-10 Кейс 1. Работа с ручным инструментом дополнительной Теория Практика Всего 8 10 Форма контроля 18 2 0 2 Опрос 1 1 2 1 1 0 2 2 2 Опрос Опрос Опрос 1 1 2 11-12 Кейс 1. Обработка деталей 0 2 2 13-14 Кейс 1. Финишная обработка и склеивание 15-16 Кейс 1. Окраска изделия 0 2 2 0 2 2 17-18 Кейс 1. Представление и защита проекта Раздел 2. Основы работы со станочным оборудованием 19-20 Станочное оборудование мастерской. Сверлильные работы 21-22 Токарные работы. Подготовка материала. 23-24 Основы работы на токарном станке 25-26 Приемы точения на токарном станке 1 1 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Защита проекта 9 17 26 1 1 2 Опрос 1 1 2 1 1 1 1 2 2 27-28 Способы обработки и отделки заготовки на токарном станке 29-30 Кейс 2. Творческий поиск 0 2 2 2 0 2 31-32 Кейс 2. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации. 33-34 Кейс 2. Подготовка материала к работе 2 0 2 Практическая работа Опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Опрос 0 2 2 35-36 Кейс 2. Токарные работы 0 2 2 37-38 Кейс 2. Токарные работы 0 2 2 39-40 Кейс 2. Токарные работы 0 2 2 41-42 Кейс 2. Станочная обработка изделия 0 2 2 43-44 Кейс 2. Окраска изделия 0 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 45-46 Кейс 2. Представление и защита проекта Раздел 3. Творческая деятельность 47-48 Высокоточное оборудование мастерской 49-50 Приемы работы на высокоточном оборудовании 51-52 Знакомство с дримелем. Фрезеровка. 53-54 Кейс 3. Творческий поиск 55-56 Кейс 3. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации. 57-58 Кейс 3. Подготовка материала к работе 1 1 8 Защита проекта 2 12 20 1 1 2 Опрос 1 1 2 Опрос 1 2 1 1 0 1 2 2 2 Опрос Опрос Опрос 1 1 2 59-60 Кейс 3. Станочная обработка изделия 0 2 2 61-62 Кейс 3. Станочная обработка изделия 63-64 Кейс 3. Окраска изделия 0 0 2 2 2 2 65-66 Кейс 3. Представление и защита проекта 67-68 Резерв времени 1 1 2 Практическая работа Практическая работа Опрос Практическая работа Защита проекта 2 Приложение № 1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся на базе учебной мастерской МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович с применением оборудования кабинета «Точки Роста». Для реализации содержания программы педагогу необходимо иметь: Компьютер учителя с установленным ПО: ОС Windows, MS Office, Kompas 3DLT Проектор Станочное оборудование мастерской – сверлильный, токарный и циркулярный станок Ручной инструмент Инструментальное оборудование кабинета «Точка Роста»: электролобзик, шуруповерт, дримель, набор сверел, лобзики ручные, ножи канцелярские, клеевые пистолеты. Станочное оборудование кабинета «Точки Роста». – малый сверлильный и малый токарный станки. Информационное обеспечение: Kompas 3D LT – система инженерного проектирования (бесплатная версия для учебных целей), www.tinkercad.com – браузерная версия для 3D моделирования. Кадровое обеспечение: Васильев С.В., учитель технологии 1 квалификационной категории. Образование высшее – магистратура ИФиТ УрГПУ 2014г. Формы аттестации Для оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся используется уровненная система оценки. Определение уровней исходит из степени усвоения программного материала обучающимися. Высокий уровень: Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства изделий; методы решения конструкторских и технологических задач; основы компьютерного геометрического моделирования изделий в; основные приѐмы по документированию процессов проектирования и технологической подготовки производства изделий, способен изготовить сложно-компонентное изделие, обеспечить высокий уровень обработки и подгонки деталей. Средний уровень: Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства изделий; методы решения простейших конструкторских и технологических задач; основы геометрического компьютерного моделирования; способен изготовить сложно-компонентное изделие. Низкий уровень: обучающийся постоянно обращается за помощью к педагогу при работе с программным обеспечением и при изготовлении изделий; в работе допускает небрежность, невнимателен, начатое дело не всегда доводит до конца. Список литературы: Деревообработка, Технологии и оборудование, Фокин С.В., Шпортько О.Н., 2017. [электронный ресурс] Полная энциклопедия художественных работ по дереву, Рыженко В.И., 2010. [электронный ресурс] Резьба по дереву, Уроки мастера, Ильяев М.Д., 2015. [электронный ресурс] Самоделки для деревообработки, Швец Марк, 2014. [электронный ресурс] Технология и оборудование специальных деревообрабатывающих производств, Федотов А.А., 2017. [электронный ресурс] Технология отделки мебели и столярных изделий, Учебное пособие, Дубовская Л.Ю., 2019. [электронный ресурс] Технология соединения материалов и деталей в производстве изделий из древесины, Юрова О.В., 2010. [электронный ресурс]