МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Основы деревообработки»
(5-7 класс)
г. Богданович, 2023 г.
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Учебно-методическое обеспечение программы
Материально-техническая база
Список литературы и средств обучения
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 3я 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
— Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N.
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK—2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы: Актуальность программы заключается в
преемственности развития творческой активности учащихся в процессе
технологической подготовки в школе. Вызвана постоянно растущей ролью
информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой
неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и
использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток
научной, технической и другой информации требует от современного человека
высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в
научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно
вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую
проблему.
Отличительные особенности. В основу данной программы заложено духовнонравственное, художественно-эстетическое и техническое воспитание
обучающихся среднего школьного возраста через знакомство с современными
способами обработки конструкционных материалов. Образовательная
программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет
системе дополнительного образования детей социальный заказ на
формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей
широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без
которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения
обучающихся 5-7 классов в возрасте 11-13 лет и ориентирована на обеспечение
условий для конкретного творческого труда, изучение основ работы с
электрическим и ручным инструментом.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия,
интересы
обучающихся,
в
программе
возможны
изменения
в
продолжительности и порядке прохождения тем.
Объем и сроки освоения: Занятия проводятся один раз в неделю по 2
академических часа в объеме 68 часов в год.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: Рекомендуемое
количество учащихся в объединении до 15 человек, возрастной категории 11-13
лет. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия,
интересы
обучающихся,
в
программе
возможны
изменения
в
продолжительности и порядке прохождения тем. Режим занятий – 1 раз в
неделю, продолжительностью 2 часа. Общий объем – 68 часа в год.
Цели и задачи программы
Цель программы знакомство с методами применения ручного и
электрического инструмента. В том числе и станочного оборудования.
Приобретение знаний и навыков, необходимых для решения конкретных
практических задач:
Обучающих:
•Ознакомиться с современными производственными технологиями;
•Освоить методы решения простейших конструкторских и технологических
задач;
•Изучить основы работы ручным и электрическим инструментами;
•Изучить устройство и принцип работы различного станочного оборудования;
•Получить основные знания по документированию процессов проектирования и
технологической подготовки производства изделий.
Развивающих:
•Развивать художественно - творческие способности учащихся;
•Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к
предметам и явлениям действительности;
•Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях
технического и декоративно - прикладного творчества;
•Формировать представление о мастере как о творческой личности;
Воспитывающих:
•Прививать любовь к техническому творчеству;
•Пробуждать интерес к обработке материалов и к еѐ новым, современным
направлениям;
•Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
•Формировать навыки работы в коллективе.
•Приобрести знания основ технологической культуры.
•Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
•Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Раздел 1. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к
осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю.
Личностные результаты:
Формирование навыков организации рабочего места и соблюдения основных
правила техники безопасности;
Развитие осознанного отношения к экономному расходованию материалов,
электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного
задания по переходу информационной обучающей среды из начального
состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых
компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в
усвоении материала курса.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель,
эскиз, сборка, чертеж;
повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей;
обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
системы автоматизированного проектирования;
моделирование с использованием средств программирования;
выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков
и эскизов разрабатываемых объектов;
грамотное пользование графической документацией и техникотехнологической информацией, которые применяются при разработке,
создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
Раздел
2.
Содержание
общеразвивающей программы
дополнительной
общеобразовательной
Раздел 1. Основы работы с ручным инструментом
Теоретическое обучение-8 часов
Охрана труда. Основы производственной санитарии и гигиены.
Противопожарная безопасность.
Применение древесины и древесных материалов.
Строение и физико-механические свойства древесины.
Получение и применение пиломатериалов и лесоматериалов.
Правила безопасности при использовании ручного инструмента.
Методы окрашивания древесины.
Практическое обучение – 10 часов
Организация рабочего места в школьной мастерской.
Ручной инструмент мастерской.
Раскрой и фугование пиломатериалов.
Работа с режущим инструментом – ножовкой и лобзиком.
Изготовление плоских деталей из пиломатериала и фанеры.
Склеивание деталей и окрашивание морилкой(лаком).
Раздел 2. Основы работы со станочным оборудованием
Теоретическое обучение-8 часов
Устройство и назначение станков: циркулярного, фуговального, токарного и
сверлильного.
Приемы работы на станочном оборудовании.
Правила безопасного применения станочного оборудования.
Противопожарная безопасность при использовании станков.
Практическое обучение – 10 часов
Правильная организация рабочего места в мастерской.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке.
Сверление отверстий на сверлильном станке.
Изготовление изделия подсвечник (или подобного)
Раздел 3. Творческая деятельность
Теоретическое обучение-8 часов
Устройство и назначение ручного дримеля.
Методы фрезеровки.
Методы высокоточной разметки.
Приемы работы с дримелем.
Практическое обучение – 10 часов
Выбор темы проекта.
Составление технологической и конструкторской документации
Изготовление проектного изделия (фигурка).
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
№
Тема занятия
Раздел 1. Основы работы с ручным
инструментом
1-2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи курса
3-4
Ручной инструмент мастерской
5-6
Кейс 1. Творческий поиск
7-8
Кейс 1. Экскизирование. Подготовка
конструкторской документации.
9-10 Кейс 1. Работа с ручным инструментом
дополнительной
Теория Практика Всего
8
10
Форма
контроля
18
2
0
2
Опрос
1
1
2
1
1
0
2
2
2
Опрос
Опрос
Опрос
1
1
2
11-12 Кейс 1. Обработка деталей
0
2
2
13-14 Кейс 1. Финишная обработка и
склеивание
15-16 Кейс 1. Окраска изделия
0
2
2
0
2
2
17-18 Кейс 1. Представление и защита
проекта
Раздел 2. Основы работы со станочным
оборудованием
19-20 Станочное оборудование мастерской.
Сверлильные работы
21-22 Токарные работы. Подготовка
материала.
23-24 Основы работы на токарном станке
25-26 Приемы точения на токарном станке
1
1
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Защита
проекта
9
17
26
1
1
2
Опрос
1
1
2
1
1
1
1
2
2
27-28 Способы обработки и отделки
заготовки на токарном станке
29-30 Кейс 2. Творческий поиск
0
2
2
2
0
2
31-32 Кейс 2. Экскизирование. Подготовка
конструкторской документации.
33-34 Кейс 2. Подготовка материала к работе
2
0
2
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
0
2
2
35-36 Кейс 2. Токарные работы
0
2
2
37-38 Кейс 2. Токарные работы
0
2
2
39-40 Кейс 2. Токарные работы
0
2
2
41-42 Кейс 2. Станочная обработка изделия
0
2
2
43-44 Кейс 2. Окраска изделия
0
2
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
45-46 Кейс 2. Представление и защита
проекта
Раздел 3. Творческая деятельность
47-48 Высокоточное оборудование
мастерской
49-50 Приемы работы на высокоточном
оборудовании
51-52 Знакомство с дримелем. Фрезеровка.
53-54 Кейс 3. Творческий поиск
55-56 Кейс 3. Экскизирование. Подготовка
конструкторской документации.
57-58 Кейс 3. Подготовка материала к работе
1
1
8
Защита
проекта
2
12
20
1
1
2
Опрос
1
1
2
Опрос
1
2
1
1
0
1
2
2
2
Опрос
Опрос
Опрос
1
1
2
59-60 Кейс 3. Станочная обработка изделия
0
2
2
61-62 Кейс 3. Станочная обработка изделия
63-64 Кейс 3. Окраска изделия
0
0
2
2
2
2
65-66 Кейс 3. Представление и защита
проекта
67-68 Резерв времени
1
1
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Защита
проекта
2
Приложение № 1
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся на базе учебной мастерской МАОУ-СОШ № 2 ГО
Богданович с применением оборудования кабинета «Точки Роста». Для
реализации содержания программы педагогу необходимо иметь:
Компьютер учителя с установленным ПО: ОС Windows, MS Office, Kompas
3DLT
Проектор
Станочное оборудование мастерской – сверлильный, токарный и
циркулярный станок
Ручной инструмент
Инструментальное оборудование кабинета «Точка Роста»: электролобзик,
шуруповерт, дримель, набор сверел, лобзики ручные, ножи канцелярские,
клеевые пистолеты.
Станочное оборудование кабинета «Точки Роста». – малый сверлильный и
малый токарный станки.
Информационное обеспечение: Kompas 3D LT – система инженерного
проектирования (бесплатная версия для учебных целей), www.tinkercad.com –
браузерная версия для 3D моделирования.
Кадровое обеспечение: Васильев С.В., учитель технологии 1 квалификационной
категории. Образование высшее – магистратура ИФиТ УрГПУ 2014г.
Формы аттестации
Для оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся используется
уровненная система оценки. Определение уровней исходит из степени усвоения
программного материала обучающимися.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства
изделий; методы решения конструкторских и технологических задач; основы
компьютерного геометрического моделирования изделий в; основные приѐмы
по документированию процессов проектирования и технологической
подготовки производства изделий, способен изготовить сложно-компонентное
изделие, обеспечить высокий уровень обработки и подгонки деталей.
Средний уровень:
Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства
изделий; методы решения простейших конструкторских и технологических
задач; основы геометрического компьютерного моделирования; способен
изготовить сложно-компонентное изделие.
Низкий уровень: обучающийся постоянно обращается за помощью к
педагогу при работе с программным обеспечением и при изготовлении изделий;
в работе допускает небрежность, невнимателен, начатое дело не всегда доводит
до конца.
Список литературы:
Деревообработка, Технологии и оборудование, Фокин С.В., Шпортько О.Н.,
2017. [электронный ресурс]
Полная энциклопедия художественных работ по дереву, Рыженко В.И., 2010.
[электронный ресурс]
Резьба по дереву, Уроки мастера, Ильяев М.Д., 2015. [электронный ресурс]
Самоделки для деревообработки, Швец Марк, 2014. [электронный ресурс]
Технология и оборудование специальных деревообрабатывающих производств,
Федотов А.А., 2017. [электронный ресурс]
Технология отделки мебели и столярных изделий, Учебное пособие, Дубовская
Л.Ю., 2019. [электронный ресурс]
Технология соединения материалов и деталей в производстве изделий из
древесины, Юрова О.В., 2010. [электронный ресурс]