МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОМЕГА - ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» (ФИЗИКА 9 КЛАСС) г. Богданович, 2023 г. Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности. Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Методическое обеспечение программы Рекомендуемая литература для педагога Интернет-ресурсы Список литературы для обучающихся Оценочный лист для оценки содержания исследовательской работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности построена на основе: Нормативно-правовая основа: Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности" Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной образовательной программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2. Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУСОШ № 2 План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности. Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО. Ориентация современного российского образования на развитие мотивации обучающихся к самостоятельному, осознанному и ответственному выбору индивидуального образовательного маршрута предполагает, что в образовательном процессе произойдут существенные изменения − расширится «поле» выбора обучающимся объема содержания тех или иных образовательных программ, выбора занятий во внеучебной деятельности. Такой подход к содержанию и организации образовательного процесса, предполагает сотрудничество, взаимодействие всех его участников, объективный и критичный анализ и самоанализ его результатов. Требования, предъявляемые к выпускникам российской школы, предусматривают овладение им ключевыми компетенциями, в том числе в интеллектуальной, информационной и прочих сферах. Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Омегалаборатория исследователей» заключается в том, что программа позволит расширить поле самоопределения обучающегося в пред профильной подготовке. Программа курса внеурочной деятельности «Омега-лаборатория исследователей» связана с реализацией специального проекта, охватывающего деятельность всей школы. Проект направлен на формирование исследовательской компетентности обучающихся за счет содержательно-технологической интеграции среднего и дополнительного образования на всех этапах обучения. Новым, безусловно, является актуализация творческой составляющей образовательной деятельности. Каждый обучающийся имеет возможность участвовать в создании творческого продукта как одного из результатов исследовательской работы. Тематика деятельности лабораторий исследователей будет обновляться ежегодно. Определяется имя ученого («имя года»), изучение жизни и деятельности, вклада, в науку которого становится ядром содержания деятельности лаборатории. Таким образом, тематика каждого учебного года стимулирует создание нового оригинального творческого продукта как результата реализации программы. Данная модификация программы курса внеурочной деятельности «Омегалаборатория исследователей» создана в условиях реализации профильного обучения в старшей школе, новых образовательных стандартов. Цель: создание условий для становления у обучающегося культуры научного исследования как необходимой составляющей образования высокого уровня. Задачи программы курса внеурочной деятельности «Омега-лаборатория исследователей»: Образовательные: - расширение понятийного аппарата обучающихся (проблема, гипотеза, научный метод, тема исследования и т.п.); - знакомство с методикой работы над учебным исследованием (проектом); - содействие развитию мотивации к исследовательской деятельности как необходимой составляющей получения образования высокого уровня; - обогащение опыта экспериментальной деятельности; - знакомство с вкладом в развитие науки и культуры ученых, общественных, государственных деятелей, деятелей культуры и искусства; - изучение методик современного библиографического поиска, работы с информационными ресурсами сети Интернет. Воспитательные: - содействовать становлению гуманистических ценностных ориентаций обучающихся; - создание условий для развития самостоятельности, ответственности, уверенности в себе; - содействие развитию «командного духа» старшеклассников через организацию сотрудничества членов лаборатории; - знакомство с нормами этики научного исследования, представления и защиты учебно-исследовательской деятельности. Развивающие: - развитие познавательного интереса обучающегося; - содействие развитию навыков публичного выступления, творческого представления результатов исследовательской деятельности (проекта); - осмысление собственных предпочтений и приоритетов для выбора дальнейшей образовательной траектории. Характеристика групп детских объединений в программе курса внеурочной деятельности «Омега-лаборатории исследователей»: Группы формируются из учащихся 9-х классов. Принимаются все желающие, без ограничений. Продолжительность освоения программы, режим занятий: Программа реализуется в течение 1 учебного года 34 часа в год с режимом занятий 1 академическому часу в неделю. Формы организации деятельности на занятиях: коллективные, индивидуально-групповые. Формы занятий: семинар, устный журнал, тренинг, круглые столы, презентация, собеседование, конференция и т.д. Раздел 1. Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности. Предметные: -имеет опыт создания учебно-исследовательской работы (проекта), экспериментальной деятельности; -знает правила и порядок проведения исследовательской работы; -использует технологии современного информационного поиска; -обращается к осмыслению выбора будущей образовательной траектории; -знает о вкладе в развитие науки и культуры ученых, общественных и государственных деятелей, деятелей культуры, их нравственных и духовных исканиях, ценностных ориентирах; -обогатил свой опыт публичного выступления, участия в дискуссии на научные темы; -знает и соблюдает этические нормы научного исследования, представления и защиты учебно-исследовательской работы. Личностные: -сформированность гуманистических ценностных ориентаций обучающихся; -сформированность самостоятельности, ответственности, уверенности в себе; -сформированность основ саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой и активной деятельности; -иметь навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности; -самоопределение старшеклассника в выборе профиля обучения. Метапредметные: -наличие мотивации к исследовательской деятельности как необходимой составляющей получения образования высокого уровня; -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; -умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -знание методик современного библиографического поиска, работы с информационными ресурсами сети Интернет. Формы оценки результативности: -предварительная защита исследовательской работы (проекта), отбор для участия в конференции; -анализ результатов участия в мероприятиях, предусматривающих представление результатов учебно-исследовательской деятельности (конференции, круглые столы), в устном журнале, выступлений в рамках соответствующих предметных недель, предметных олимпиад и т.п.; -анализ участия в итоговой конференции «Первые шаги в науку»; -анкетирование, собеседование с обучающимися, родителями, учителями, тьюторами; -изучение динамики результат Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности. 1. Введение. Цели курса, задачи, содержание. Правила техники безопасности во время занятий. 2. Определение темы исследования. «Герой нашего времени» («имя года» в деятельности лаборатории). Знакомство с вкладом в науку «героя года». Нравственные и духовные искания ученого, общественного, политического деятеля, деятеля культуры. Жизнь и судьба великих открытий. Выбор темы исследования. Деловая игра. 3. Современный информационный поиск. Библиотека и информационные ресурсы – основа библиографического поиска. Современные информационные технологии, их использование. Экскурсия в научную библиотеку. Работа в медиатеке МАОУ-СОШ № 2. 4. Структура исследования, оформление работы. Представление работы. Тезисы. Структура работы. Требования к оформлению работы. Тезисы, их оформление. Как оформить мультимедийную презентацию. 5. Практическая работа – создание мультимедийной презентации (занятие в компьютерном классе). 6. Мини-конференция. Определение участников конференции «Первые шаг в науку» 7. Консультации по тематике исследовательской работы (проекта). 8. Участие в конференции. 9. Анализ участия в конференции. Подведение итогов. Обсуждение результатов освоения программы. Выбор формы представления работы лаборатории. Отбор содержания. Выступления с исследованиями участников лаборатории. Анализ участия в подготовке и проведении мероприятий лаборатории. Диагностика. 10.Творческое представление результатов исследования не выступавших на конференции. Выбор формы представления работы лаборатории. Отбор содержания. Выступления с исследованиями участников лаборатории. Анализ участия в подготовке и проведении мероприятий лаборатории. Диагностика. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34ч.) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раздел, тема Введение. «Герой нашего времени» (имя года нашей лаборатории). Определение темы исследования (проекта). Современный информационный поиск. Структура исследования, оформление работы. Представление работы. Тезисы. Консультации по тематике работы (проекта). Участие в конференции. Подведение итогов. Обсуждение результатов освоения программы. Творческое представление, защита результатов исследования ВСЕГО 1 Количество часов ТЕОРИЯ ПРАКТИКА 1 3 1 2 4 2 2 10 4 6 4 - 4 4 - 4 2 - 2 5 1 4 ВСЕГО: 33 8 25 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Тема занятия Цель и задачи исследовательской деятельности Современный информационный поиск Поиск литературы по теме исследования Определение темы исследования Структура исследовательской работы Защита темы исследования Защита темы исследования Консультации по тематике работы Консультации по тематике работы Консультации по тематике работы Консультации по тематике работы Консультации по тематике работы Обсуждение предварительных результатов исследования Обсуждение предварительных результатов исследования Обсуждение предварительных результатов исследования Обсуждение предварительных результатов исследования Представление результатов исследования Представление результатов исследования Представление результатов исследования Процедура предзащиты исследования Процедура предзащиты исследования Процедура предзащиты исследования Тезисы исследования Тезисы исследования Тезисы исследования Подготовка к конференции. Презентация и выступление. Подготовка к конференции. Презентация и выступление. Подготовка к конференции. Оформление работы. Подготовка к конференции. Оформление библиографии. Участие в конференции Участие в конференции Обсуждение результатов конференции Подведение итогов. Обсуждение результатов освоения программы. Кол-во часов в неделю 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Методическое обеспечение программы: Каждый обучающийся обеспечен ресурсами медиатеки МАОУ-СОШ № 2, имеет возможность свободного доступа к информационным и электронным образовательным ресурсам. Дидактический материал: таблицы, схемы, наглядные пособия; библиографические списки и справочники по различным направлениям; Перечень оборудования: компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийная доска, материалы ОГЭ и ЕГЭ. Рекомендуемая литература для педагога: Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.2005. - №6. - С.4-30. Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк.-гимназии № 168 Санкт-Петербурга). СПб.: школа-гимназия №168 г. Санкт-Петербурга, 1998. – 20 с. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» Интернет-ресурсы: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В Бережнова, В.В, Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с. Список литературы для обучающихся: Воробьев В.К., Панченко И.П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Учебное пособие для учащихся 10-классов. − СПб.: АОЗТ «Транс-Марк», 2001.− 136 с. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов.- Калининград, 2002. - 420 с. Усыскин Г.С. Свидание с Клио. Исторические исследования юных краеведов.- СПб., СПбГДТЮ, 1997.-63 с. Оценочный лист для оценки содержания исследовательской работы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Критерии оценки Актуальность темы (описание проблемы, наличие противоречий, возможное решение проблемы, причины не решаемости) (максимальный балл – 4) - имеет большой практический и/или теоретический интерес (4 балла) - носит вспомогательный характер (2 балла) - не актуальна (0 баллов) Обоснованность методов, используемых для решения проблемы (максимальный балл – 4) - полностью обоснованы (4 баллов) - излишне усложнены или упрощены, что, однако, не приводит к неудовлетворительному результату (2 баллов) - не могут применяться для решения данной проблемы (0 баллов) Новизна полученных результатов (максимальный балл – 4) - получены новые теоретические и/или практические результаты, разработан и выполнен оригинальный элемент (4 баллов) - имеются элементы новизны (2 балла) - новизна отсутствует (0 баллов) Уровень проработанности решения проблемы (максимальный балл – 4) - проблема решена с выполнением всех необходимых элементов исследования (4 баллов) - недостаточный уровень проработанности решения (2 балла) - решение не может рассматриваться как удовлетворительное (0 баллов) Уровень знакомства с современным состоянием науки в области решаемой проблемы (максимальный балл – 4) - использование известных результатов и научных фактов Уровень знакомства с литературой (максимальный балл – 4) - полнота цитируемой литературы, - ссылки на разработки ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области исследования Структурная целостность работы (максимальный балл – 4) наличие введения, постановки целей, задач, основного содержания, выводов, списка литературы, оформление сносок Наличие исследовательского компонента (максимальный балл – 4) Собственный поисково-исследовательский опыт автора Балл (максимальный балл – 32)