МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Программа курса внеурочной деятельности «Прикладная математика» для 9-х классов г. Богданович, 2023 г. Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности. Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности. Раздел 3. Календарно - тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе следующих документов: Нормативно-правовая основа: Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей деятельность, результатов освоения обучающимися учебных образовательную предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности" Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной образовательной программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2. Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУ-СОШ № 2 План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности. Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности - образовательная программа предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у обучающегося умений управлять процессами мышления, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена. Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что: 1. учащиеся добровольно выбирают занятия математикой; 2. познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; 3. созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике. Актуальность программы: Значение математики в школьном образовании определяется ролью математической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно – технического прогресса. Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Компетентностно – деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям. Актуальность и новизна данной программы определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Дополнительное (внеурочное) образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса. Целесообразно проведение работы по предмету в рамках программы, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов, не всегда связанных непосредственно с основным курсом математики. Программа внеурочного курса в 9 классах актуальна сегодня еще и потому, что по окончании средней школы каждому ученику предстоит сдача ОГЭ, где за ограниченный временной интервал необходимо справиться с не всегда стандартными заданиями, определение с дальнейшим выбором продолжения образования, от количества баллов за ЕГЭ по математике зависит возможность в получении дальнейшего образования. Цели и задачи: Содействовать подготовке к ОГЭ по математике, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально – логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности. Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении. Формы проведения и режим занятий: Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся: 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут в течение 34 недель в 9 классе. Весь курс рассчитан на 34 часа. Основными формами образовательного процесса являются: -практико-ориентированные учебные занятия; -творческие мастерские. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: -индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); -фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); -групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы); -коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, ОГЭ). Занятия содержат исторические экскурсы, задачи и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У обучающихся могут быть сформированы: Личностные результаты: - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - умение контролировать процесс и результат математической деятельности; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научнопрактической ученической конференции; - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные результаты: - регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: - оставлять план и последовательность действий; - определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата; - предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; - видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; - концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - самостоятельно действовать в ситуации неопределѐнности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать - результаты решения задачи с учѐтом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера; - выполнять творческий проект по плану; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; - адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения. Познавательные результаты: - обучающиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; - формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; - выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; - планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; - выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Коммуникативные результаты: обучающиеся получат возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; - взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; - аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - работать в группе; оценивать свою работу. - слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников. Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться: - решать задачи на нахождение площади и объѐма фигур - решать сложные задачи на движение; - решать логические задачи; - решать сложные задачи на проценты; - решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчѐты; - решать занимательные задачи; - анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. - пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации; - находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства; - строить плоские и пространственные фигуры. - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; - пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; - уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; - выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; - применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь: • нестандартные методы решения различных математических задач; • логические приемы, применяемые при решении задач; • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков; • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию; • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов; • применять нестандартные методы при решении программных задач; • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач. Формы подведения итогов реализации программы: Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт: •решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения •исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения •ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации •поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 1. Прикладная математика (12 часов) Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии. Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий. Раздел 2. Профессия и математика (10 часов) Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д. Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей» Раздел 3. Домашняя математика (6 часов) Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Раздел 4. Жизненные задачи в ОГЭ (6 часов) Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ОГЭ практического характера. Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 КЛАСС) № п\п Дата Тема урока Количество часов Тип урока Прикладная математика 12 часов урок обще Фронтальная методической работа направленности 1 1 неделя Математика в физических явлениях 1 2 2 неделя Применение математики в технике 3 неделя Применение математики в технологических процессах производства 1 4 4 неделя Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками 1 урок открытия нового 5 5 неделя Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других 6 неделя Решение практических задач, составленных учащимися 1 урок обще методической направленности урок обще методической направленности 7 неделя Математическая обработка химических процессов 1 3 6 7 1 1 Виды и формы контроля урок обще методической направленности урок обще методической направленности урок открытия нового Фронтальная работа Групповая работа Характеристика деятельности учащихся Знают связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе Решают задачи с физическим содержанием Решают задачи с физическим содержанием Групповая работа Умеют пользоваться технической литературой и справочниками Фронтальная работа Решают физические задачи Индивидуальная Решают задачи с работа физическим содержанием Групповая работа Решают задачи с химическим Домашнее задание Составить задачи, в которых привести примеры связи математики с предметами, изучаемыми в школе Практическая работа Подготовить сообщение о роли математики в технологических процессах Подготовить сообщение о связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила Составить задачикартинки сообщение о градообразующем предприятии ООО Щекиноазот Подготовить примеры математической содержанием 8 8 неделя Математическая обработка биологических процессов 1 9 9 неделя Исторические процессы с математической точки зрения 1 10 10 неделя Природные процессы с математической точки зрения 1 11 11 неделя Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных 1 12 12 неделя Круговые диаграммы и география 1 13 13 неделя Математика в политехническом образовании 1 14 14 неделя Решение практических задач, составленных учащимися 1 урок открытия нового Групповая работа Решают задачи с биологическим содержанием урок открытия нового Групповая знают примеры работа исторических процессов с математической точки зрения урок открытия нового Групповая Решают задачи работа природного содержания урок обще Индивидуальная Решают экономические методической работа задачи представленные направленности в виде таблиц урок обще Индивидуальная Решают задачи с методической работа применением круговых направленности диаграмм Профессия и математика 10 часов урок открытия нового Фронтальная Знают о применении работа математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. урок обще Индивидуальная решают прикладные методической работа задачи с направленности профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства обработки биологических процессов Практическая работа Сообщение о процессах в геодезии с математической точки зрения Проанализировать тарифы ЖКХ Практическая работа Практическая работа Работа над проектом «Профессии моих родителей» Работа над проектом «Профессии моих родителей» 15 15 неделя Математика в легкой промышленности 1 урок открытия нового Групповая работа 16 16 неделя Математика и сфера обслуживания 1 урок открытия нового Групповая работа Знают о комплексном подходе в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях Решают прикладные задачи 17 17 неделя Экономика – успех производства 11 урок открытия нового Коллективная работа Решают прикладные задачи 18 18 неделя Доходы и убытки предприятий 1 урок открытия нового Групповая работа Решают прикладные задачи 19 19 неделя 1 урок обще методической направленности Индивидуальная Обсуждение основных работа моментов содержания проектов 20 20 неделя Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой Защита проектов 1 урок рефлексии и развивающего контроля 21 21 неделя 22 неделя Математика и искусство 1 урок открытия нового Симметрия в живописи 1 Индивидуальная Защищают работа индивидуальные проекты «Профессии моих родителей» Фронтальная Решают прикладные работа задачи Групповая Решают прикладные работа задачи 23 неделя Расчеты для ремонта дома 1 урок обще методической направленности Домашняя математика 6 часов урок обще Индивидуальная методической работа направленности 22 23 Знают о роли математики в быту. измерений дающих возможность вычислить. Решают прикладные задачи, в Работа над проектом «Профессии моих родителей» Работа над проектом «Профессии моих родителей» Работа над проектом «Профессии моих родителей» Работа над проектом «Профессии моих родителей» Работа над проектом «Профессии моих родителей» Сообщение о роли математики в искусстве Подготовить примеры о симметрии в жизни Подготовить план дома в масштабе Работа с планами 24 24 неделя Практические задачи на взвешивание и объемы 1 урок обще методической направленности Групповая работа 25 25 неделя Домашняя экономика 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа 26 26 неделя Сделай сам 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа 27 27 неделя Расчеты на земельном участке 1 урок обще методической Групповая работа которых нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Решают прикладные задачи, в которых нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Решают прикладные задачи, в которых нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Решают прикладные задачи, в которых нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Решают прикладные задачи, в которых Работа с планами Работа с планами Работа с планами Работа с планами направленности 28 28 неделя Строительство и математические расчеты 1 урок обще методической направленности Коллективная работа 29 29 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на движение 1 30 30 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на проценты 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа 31 31 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на табличные данные 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа 32 32 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на сплавы 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа 33 33 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на растворы 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа Жизненные задачи в ОГЭ 6 часов урок обще Индивидуальная методической работа направленности нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Решают прикладные Работа с планами задачи, в которых нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину Математическая обработка результатов, решение практических задач Математическая обработка результатов, решение практических задач Математическая обработка результатов, решение практических задач Математическая обработка результатов, решение практических задач Математическая обработка результатов, решение практических задач Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». 34 34 неделя Решение тестовых задач из ОГЭ на покупки 1 урок обще методической направленности Индивидуальная работа Математическая обработка результатов, решение практических задач Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».