31.08.2022
Каждый год жизни ребенка несет перемены.
Чем старше становится малыш, тем больше знаний и навыков он получает. И хотя
все дети развиваются с разной скоростью, существуют определенные нормы,
ориентируясь на которые, родители могут отслеживать прогресс развития.
Содержание
статьи:
·
Особенности развития детей в 7 лет
·
Рисование и художественные способности
·
Отличия в развитии мальчиков и девочек
·
Выводы
Особенности развития
детей в 7 лет
Семь лет – это возраст, когда ребенок из
беззаботного малыша превращается в школьника. Его жизнь кардинально меняется –
появляются новые обязанности, новое окружение. Знания и навыки, которые ребенок
получил в предыдущие годы, теперь понадобятся ему для учебы.
К семи годам у детей развиваются важные
психические образования. Например, у ребенка появляется способность к рефлексии
– умению анализировать свои действия, чувства, мысли. Рефлексия – это основа
для морального развития и воспитания.
У детей развиваются такие качества, как
заботливость, сострадание, чувство гордости, вины, самоуважения. К семилетнему
возрасту дети уже имеют устойчивую самооценку. Они пока еще не могут оценивать
себя объективно, поэтому ориентируются на оценки, которые им дают окружающие.
Ведущая потребность у детей этого
возраста – общение со сверстниками и взрослыми. Они любят играть в
сюжетно-ролевые игры, причем, роли и сюжеты становятся более сложными, чем
раньше. Дети отыгрывают разные жизненные ситуации и взаимоотношения между
людьми.
В этот период ребенок входит в очередной
возрастной кризис – так называемый кризис семи лет. Основной признак кризиса –
утрата детской непосредственности. Ребенок перестает быть по-детски открытым и
наивным. Он начинает неумело подражать поведению взрослых, становится манерным,
часто кривляется.
Кроме того, он пытается отстаивать свое
мнение, спорит с родителями, заявляет, что уже взрослый и требует, чтобы с ним
считались. Ребенок обращает внимание на свою внешность, сравнивает себя с
другими, расстраивается из-за обнаруженных недостатков.
Кризис семи лет – это возрастная
особенность, которая исчезает сама, без какого-либо вмешательства извне. Задача
родителей – давать сыну или дочери больше самостоятельности, но при этом учить
нести ответственность за свои поступки и выбор.
Развитие речи
Активный словарный запас семилетних
детей составляет около 1,5 тысяч слов, общий лексический объем – примерно 5
тысяч. Разговаривают они уже довольно грамотно, строят сложные фразы, правильно
согласовывая склонения и падежи. Как правило, семилетки хорошо выговаривают все
звуки. Если проблемы с дикцией все-же имеются, их обязательно нужно устранить с
помощью логопеда.
В 7 лет ребенок должен знать:
·
все или большую часть букв алфавита;
·
гласные и согласные буквы;
·
на какую букву начинается то или иное слово, уметь придумывать слова на
разные буквы;
·
составлять сюжетный рассказ по картинкам;
·
развернуто отвечать на вопросы, рассказывать о себе, пересказывать недавние
события.
Многие дошкольники уже умеют читать. Это
хорошее подспорье для предстоящего обучения в школе и дальнейшего речевого
развития.
Физическое развитие
К семи годам дети уже хорошо развиты
физически. Они выносливы и могут часами бегать и играть. Координация движений
четкая и уверенная.
Перед школой ребенок должен уметь:
·
бегать в разном темпе, оббегать препятствия, не задевая их;
·
прыгать вверх и вперед, перепрыгивать через препятствия;
·
висеть на турнике, шведской стенке;
·
приседать, не сгибая спину;
·
делать махи ногами, не теряя равновесия;
·
кататься на велосипеде;
·
играть с мячом (подбрасывать и ловить, пинать ногами, забрасывать в кольцо
или корзину);
·
ходить по бревну или доске, не падая;
·
кувыркаться.
Семилеток можно и нужно приобщать к
различным видам спорта (футболу, легкой атлетике, плаванию, танцам).
Психическое развитие
К семи годам психика ребенка уже развита
настолько, чтобы он мог управлять своим поведением и эмоциями. Он умеет согласовывать
свои действия с другими, подчиняться правилам и нормам, сдерживать
эмоциональные порывы.
Уровень психологического развития уже
позволяет малышу планировать свою деятельность, доводить начатое до конца. Это
очень полезные умения, поскольку в школе ему придется сидеть на уроках и
регулярно выполнять домашние задания.
С семи лет у ребенка начинает
формироваться собственное мировоззрение. Он оценивает себя и окружающих,
проводит сравнения, размышляет о взаимоотношениях людей. У него формируются
устойчивые социальные связи, появляются постоянные друзья, к которым он
привязывается. Отношения с родителями и другими близкими взрослыми становятся
более сложными и глубокими.
Развитие моторики
Мелкая моторика рук уже развита
настолько, чтобы ребенок уверенно мог писать и рисовать. К семи годам он должен
уметь следующее:
·
правильно держать в руке ручку;
·
рисовать любые линии – прямые, ломаные, волнистые, пунктирные;
·
изображать геометрические фигуры;
·
раскрашивать рисунки, плотно штрихуя и не вылезая за контур;
·
дорисовывать недостающие элементы на рисунке;
·
вырезать бумажные фигуры ножницами по контуру;
·
лепить из глины, пластилина;
·
складывать лист бумаги, ровно совмещая уголки;
·
собирать конструктор;
·
завязывать и развязывать шнурки, узелки, плести косички.
Чем лучше у малыша развита моторика, тем
быстрее он освоит письмо. Кроме того, моторные навыки тесно связаны с
мышлением. Чем лучше малыш владеет своими пальчиками, тем легче он будет
усваивать учебный материал.
Перед школой дети уже владеют
элементарными математическими навыками. Им знакомы такие понятия, как ширина,
высота, длина, а также «больше», «меньше» и «равно». В семь лет ребенок должен
знать:
·
цифры и хорошо считать от 1 до 20 и обратно от 10 до 1;
·
определять пропущенные цифры в числовом ряду;
·
хорошо оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно», сравнивать
количество предметов в разных группах;
·
решать простые математические задачи и примеры.
Большинство детей приходит в первый
класс с неплохим багажом математических знаний. Они умеют считать до ста,
решают несложные примеры на сложение и вычитание, имеют неплохое логическое
развитие. Все это помогает в обучении.
Интеллектуальное
развитие
Раньше ведущей деятельностью малыша и
основой познавательного развития была игра. В игровой форме он изучал
окружающий мир и учился взаимодействовать с ним. В семь лет игровая
деятельность отступает на второй план, а главной становится учебная. Появляются
новые методы познания мира: чтение, анализ. Интеллектуальное развитие выходит на новый
уровень.
Ребенок учится сосредотачивать внимание
не только на том, что интересно, но и на том, что необходимо выучить. В этом
возрасте новая информация хорошо усваивается и откладывается в памяти. Ребенок
учится обобщать и проводить причинно-следственные связи, рассуждать и делать
выводы.
Тип мышления, характерный для
семилетнего возраста – наглядно-образный. В дополнение к произвольной памяти
появляется осознанная. Ребенок прилагает волевые усилия для запоминания
информации, получаемой на уроках. Учеба хорошо способствует развитию памяти и
мышления.
Рисование и
художественные способности
Изобразительная деятельность – важный
компонент развития дошкольников и младших школьников. Она помогает воспитывать
хороший вкус и эстетические чувства. Поэтому уделять внимание нужно не только
чтению, письму и математике, но и рисованию.
Семилетки должны уметь следующее:
·
рисовать человека, передавая пропорции тела;
·
создавать сюжетные рисунки;
·
изображать все детали на лице человека, включая брови, ресницы, уши;
·
уметь работать карандашами, красками, фломастерами;
·
правильно подбирать цвета;
·
рисовать животных, людей, цветы, транспорт;
Малыш не обязательно должен обладать
какими-то особыми художественными навыками и красиво рисовать. Но он должен
уметь изобразить предмет так, чтобы было понятно, что это такое. Если у ребенка
есть способности к рисованию, то их желательно развивать.
Знания об окружающем
мире
К началу обучения в школе малыш должен
знать свое имя, отчество и фамилию, адрес, город и страну проживания. Также он
должен знать имена, отчества и фамилии всех членов семьи и их профессии. Не
лишним будет знать наизусть номер мобильного телефона (своего, если он есть у
ребенка, а также маминого или папиного).
Ребенок должен хорошо ориентироваться в
районе, где живет, чтобы быстро запомнить дорогу до школы и в случае
необходимости добраться до дома самостоятельно. Полезно выучить названия
близлежащих улиц и запомнить важные объекты, по которым можно найти район.
Кроме этого, семилетка должен:
·
знать названия и последовательность месяцев, дней недели, времен года и
суток;
·
знать основные явления природы (дождь, снег, ветер) и сезонные изменения
погоды;
·
различать диких и домашних животных;
·
знать названия различных цветов, деревьев и трав;
·
уметь определять время по часам (электронным и аналоговым), знать,
что такое минута, полчаса, час.
Бытовые навыки
Дошкольник должен не только уметь
обслуживать себя сам, но и помогать родителям по дому. К числу бытовых навыков,
которыми он должен обладать, относится следующее:
·
самостоятельно мыться (мыть руки, ноги, умываться), принимать душ, чистить
зубы;
·
мыть обувь, складывать одежду в шкаф;
·
следить за порядком в своей комнате;
·
заботиться о домашнем питомце;
·
накрывать на стол, мыть посуду;
·
помогать взрослым готовить (резать и натирать на терке овощи, чистить
картошку);
·
застилать постель;
·
развешивать и снимать белье;
·
пылесосить, подметать, мыть полы;
·
поливать цветы;
·
собирать фрукты, овощи, ягоды на даче, рвать траву;
·
помогать родителям с младшими братьями или сестрами.
Чем больше бытовых навыков имеет
ребенок, тем лучше. Начиная с дошкольного возраста нужно приучать малыша к
работе по дому. Необходимо выделить ему определенные обязанности, которые он
будет регулярно выполнять. Это поможет развить дисциплину и ответственность.
Отличия в развитии
мальчиков и девочек 7 лет
На седьмом году жизни различия между
мальчиками и девочками становятся очень заметными. Дети разного пола по-разному
себя ведут, мыслят, выражают эмоции.
·
Мальчики выражают свои мысли короткими, четкими предложениями. В речи
используют преимущественно глаголы. Девочки изъясняются сложными, эмоционально
окрашенными фразами, часто пользуются прилагательными.
·
Что касается игровой деятельности, то мальчики предпочитают подвижные,
шумные игры, а девочки – спокойные. Мальчики любят собирать конструкторы,
решать головоломки и задачки на развитие логики. Девчонки играют в сюжетные
игры с куклами или друг другом.
·
В эмоциональной сфере тоже появляются различия. Мальчики становятся более
скрытными, меньше выражают эмоции, перестают рассказывать родителям о своих
чувствах. У девочек все обстоит наоборот. Они начинают обсуждать с мамой или
бабушкой личные переживания, делятся секретами, раскрывают перед ними свой
внутренний мир.
Физические различия между девчонками и
мальчишками тоже становятся все более явными и выраженными.
Выводы
Семь лет – переходный период в жизни
ребенка. С началом обучения в школе у малыша меняется ритм жизни, появляются
новые обязанности, новые друзья. Если раньше главным авторитетом для него были
родители, то сейчас к ним добавился учитель.
Семилетний ребенок переживает возрастной
кризис, связанный с взрослением и появлением большей самостоятельности.
Формируется и развивается его характер. Ведущей деятельностью становится учеба.
Игра ребенку по-прежнему интересна, но она уже постепенно отходит на второй
план.
Если вы хотите подготовить своего
ребенка к школе, обращайтесь в наши развивающие детские центры «Бэби-клуб». Занятия организовываются
таким образом, чтобы детям было интересно. Наряду с общей программой вы можете
подобрать индивидуальные занятия для своего ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2022
Дата обновления: 10.10.2022
Дата публикации: 31.08.2022