Что должен знать и уметь ребенок в 7 лет

31.08.2022

Каждый год жизни ребенка несет перемены. Чем старше становится малыш, тем больше знаний и навыков он получает. И хотя все дети развиваются с разной скоростью, существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, родители могут отслеживать прогресс развития. 

Содержание статьи:

·                     Особенности развития детей в 7 лет

·                     Развитие речи

·                     Физическое развитие

·                     Психическое развитие

·                     Развитие моторики

·                     Математические знания

·                     Интеллектуальное развитие

·                     Рисование и художественные способности

·                     Знания об окружающем мире

·                     Бытовые навыки

·                     Отличия в развитии мальчиков и девочек

·                     Выводы

Особенности развития детей в 7 лет

Семь лет – это возраст, когда ребенок из беззаботного малыша превращается в школьника. Его жизнь кардинально меняется – появляются новые обязанности, новое окружение. Знания и навыки, которые ребенок получил в предыдущие годы, теперь понадобятся ему для учебы.

К семи годам у детей развиваются важные психические образования. Например, у ребенка появляется способность к рефлексии – умению анализировать свои действия, чувства, мысли. Рефлексия – это основа для морального развития и воспитания.

У детей развиваются такие качества, как заботливость, сострадание, чувство гордости, вины, самоуважения. К семилетнему возрасту дети уже имеют устойчивую самооценку. Они пока еще не могут оценивать себя объективно, поэтому ориентируются на оценки, которые им дают окружающие.

Ведущая потребность у детей этого возраста – общение со сверстниками и взрослыми. Они любят играть в сюжетно-ролевые игры, причем, роли и сюжеты становятся более сложными, чем раньше. Дети отыгрывают разные жизненные ситуации и взаимоотношения между людьми.

В этот период ребенок входит в очередной возрастной кризис – так называемый кризис семи лет. Основной признак кризиса – утрата детской непосредственности. Ребенок перестает быть по-детски открытым и наивным. Он начинает неумело подражать поведению взрослых, становится манерным, часто кривляется.

Кроме того, он пытается отстаивать свое мнение, спорит с родителями, заявляет, что уже взрослый и требует, чтобы с ним считались. Ребенок обращает внимание на свою внешность, сравнивает себя с другими, расстраивается из-за обнаруженных недостатков.

Кризис семи лет – это возрастная особенность, которая исчезает сама, без какого-либо вмешательства извне. Задача родителей – давать сыну или дочери больше самостоятельности, но при этом учить нести ответственность за свои поступки и выбор.  

Развитие речи

Активный словарный запас семилетних детей составляет около 1,5 тысяч слов, общий лексический объем – примерно 5 тысяч. Разговаривают они уже довольно грамотно, строят сложные фразы, правильно согласовывая склонения и падежи. Как правило, семилетки хорошо выговаривают все звуки. Если проблемы с дикцией все-же имеются, их обязательно нужно устранить с помощью логопеда.

В 7 лет ребенок должен знать:

·                     все или большую часть букв алфавита;

·                     гласные и согласные буквы;

·                     на какую букву начинается то или иное слово, уметь придумывать слова на разные буквы;

·                     составлять сюжетный рассказ по картинкам;

·                     развернуто отвечать на вопросы, рассказывать о себе, пересказывать недавние события.

Многие дошкольники уже умеют читать. Это хорошее подспорье для предстоящего обучения в школе и дальнейшего речевого развития.

Физическое развитие

К семи годам дети уже хорошо развиты физически. Они выносливы и могут часами бегать и играть. Координация движений четкая и уверенная.

Перед школой ребенок должен уметь:

·                     бегать в разном темпе, оббегать препятствия, не задевая их;

·                     прыгать вверх и вперед, перепрыгивать через препятствия;

·                     висеть на турнике, шведской стенке;

·                     приседать, не сгибая спину;

·                     делать махи ногами, не теряя равновесия;

·                     кататься на велосипеде;

·                     играть с мячом (подбрасывать и ловить, пинать ногами, забрасывать в кольцо или корзину);

·                     ходить по бревну или доске, не падая;

·                     кувыркаться.

Семилеток можно и нужно приобщать к различным видам спорта (футболу, легкой атлетике, плаванию, танцам).

Психическое развитие

К семи годам психика ребенка уже развита настолько, чтобы он мог управлять своим поведением и эмоциями. Он умеет согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам и нормам, сдерживать эмоциональные порывы.

Уровень психологического развития уже позволяет малышу планировать свою деятельность, доводить начатое до конца. Это очень полезные умения, поскольку в школе ему придется сидеть на уроках и регулярно выполнять домашние задания.

С семи лет у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение. Он оценивает себя и окружающих, проводит сравнения, размышляет о взаимоотношениях людей. У него формируются устойчивые социальные связи, появляются постоянные друзья, к которым он привязывается. Отношения с родителями и другими близкими взрослыми становятся более сложными и глубокими.

Развитие моторики

Мелкая моторика рук уже развита настолько, чтобы ребенок уверенно мог писать и рисовать. К семи годам он должен уметь следующее:

·                     правильно держать в руке ручку;

·                     рисовать любые линии – прямые, ломаные, волнистые, пунктирные;

·                     изображать геометрические фигуры;

·                     раскрашивать рисунки, плотно штрихуя и не вылезая за контур;

·                     дорисовывать недостающие элементы на рисунке;

·                     вырезать бумажные фигуры ножницами по контуру;

·                     лепить из глины, пластилина;

·                     складывать лист бумаги, ровно совмещая уголки;

·                     собирать конструктор;

·                     завязывать и развязывать шнурки, узелки, плести косички.

Чем лучше у малыша развита моторика, тем быстрее он освоит письмо. Кроме того, моторные навыки тесно связаны с мышлением. Чем лучше малыш владеет своими пальчиками, тем легче он будет усваивать учебный материал.

Математические знанияХочу такой сайт

Перед школой дети уже владеют элементарными математическими навыками. Им знакомы такие понятия, как ширина, высота, длина, а также «больше», «меньше» и «равно». В семь лет ребенок должен знать:

·                     цифры и хорошо считать от 1 до 20 и обратно от 10 до 1;

·                     определять пропущенные цифры в числовом ряду;

·                     хорошо оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно», сравнивать количество предметов в разных группах;

·                     решать простые математические задачи и примеры.

Большинство детей приходит в первый класс с неплохим багажом математических знаний. Они умеют считать до ста, решают несложные примеры на сложение и вычитание, имеют неплохое логическое развитие. Все это помогает в обучении.  

Интеллектуальное развитие

Раньше ведущей деятельностью малыша и основой познавательного развития была игра. В игровой форме он изучал окружающий мир и учился взаимодействовать с ним. В семь лет игровая деятельность отступает на второй план, а главной становится учебная. Появляются новые методы познания мира: чтение, анализ. Интеллектуальное развитие выходит на новый уровень.

Ребенок учится сосредотачивать внимание не только на том, что интересно, но и на том, что необходимо выучить. В этом возрасте новая информация хорошо усваивается и откладывается в памяти. Ребенок учится обобщать и проводить причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы.  

Тип мышления, характерный для семилетнего возраста – наглядно-образный. В дополнение к произвольной памяти появляется осознанная. Ребенок прилагает волевые усилия для запоминания информации, получаемой на уроках. Учеба хорошо способствует развитию памяти и мышления.

 

 

Рисование и художественные способности

Изобразительная деятельность – важный компонент развития дошкольников и младших школьников. Она помогает воспитывать хороший вкус и эстетические чувства. Поэтому уделять внимание нужно не только чтению, письму и математике, но и рисованию.

Семилетки должны уметь следующее:

·                     рисовать человека, передавая пропорции тела;

·                     создавать сюжетные рисунки;

·                     изображать все детали на лице человека, включая брови, ресницы, уши;

·                      уметь работать карандашами, красками, фломастерами;

·                     правильно подбирать цвета;

·                     рисовать животных, людей, цветы, транспорт;

Малыш не обязательно должен обладать какими-то особыми художественными навыками и красиво рисовать. Но он должен уметь изобразить предмет так, чтобы было понятно, что это такое. Если у ребенка есть способности к рисованию, то их желательно развивать.

Знания об окружающем мире

К началу обучения в школе малыш должен знать свое имя, отчество и фамилию, адрес, город и страну проживания. Также он должен знать имена, отчества и фамилии всех членов семьи и их профессии. Не лишним будет знать наизусть номер мобильного телефона (своего, если он есть у ребенка, а также маминого или папиного).

Ребенок должен хорошо ориентироваться в районе, где живет, чтобы быстро запомнить дорогу до школы и в случае необходимости добраться до дома самостоятельно. Полезно выучить названия близлежащих улиц и запомнить важные объекты, по которым можно найти район.

Кроме этого, семилетка должен:

·                     знать названия и последовательность месяцев, дней недели, времен года и суток;

·                     знать основные явления природы (дождь, снег, ветер) и сезонные изменения погоды;

·                     различать диких и домашних животных;

·                     знать названия различных цветов, деревьев и трав;

·                      уметь определять время по часам (электронным и аналоговым), знать, что такое минута, полчаса, час.

 

Бытовые навыки

Дошкольник должен не только уметь обслуживать себя сам, но и помогать родителям по дому. К числу бытовых навыков, которыми он должен обладать, относится следующее:

·                     самостоятельно мыться (мыть руки, ноги, умываться), принимать душ, чистить зубы;

·                     мыть обувь, складывать одежду в шкаф;

·                     следить за порядком в своей комнате;

·                     заботиться о домашнем питомце;

·                     накрывать на стол, мыть посуду;

·                     помогать взрослым готовить (резать и натирать на терке овощи, чистить картошку);

·                     застилать постель;

·                     развешивать и снимать белье;

·                     пылесосить, подметать, мыть полы;

·                     поливать цветы;

·                     собирать фрукты, овощи, ягоды на даче, рвать траву;

·                     помогать родителям с младшими братьями или сестрами.

Чем больше бытовых навыков имеет ребенок, тем лучше. Начиная с дошкольного возраста нужно приучать малыша к работе по дому. Необходимо выделить ему определенные обязанности, которые он будет регулярно выполнять. Это поможет развить дисциплину и ответственность.

Отличия в развитии мальчиков и девочек 7 лет

На седьмом году жизни различия между мальчиками и девочками становятся очень заметными. Дети разного пола по-разному себя ведут, мыслят, выражают эмоции.

·                     Мальчики выражают свои мысли короткими, четкими предложениями. В речи используют преимущественно глаголы. Девочки изъясняются сложными, эмоционально окрашенными фразами, часто пользуются прилагательными.

·                     Что касается игровой деятельности, то мальчики предпочитают подвижные, шумные игры, а девочки – спокойные. Мальчики любят собирать конструкторы, решать головоломки и задачки на развитие логики. Девчонки играют в сюжетные игры с куклами или друг другом.

·                     В эмоциональной сфере тоже появляются различия. Мальчики становятся более скрытными, меньше выражают эмоции, перестают рассказывать родителям о своих чувствах. У девочек все обстоит наоборот. Они начинают обсуждать с мамой или бабушкой личные переживания, делятся секретами, раскрывают перед ними свой внутренний мир.

Физические различия между девчонками и мальчишками тоже становятся все более явными и выраженными.

Выводы

Семь лет – переходный период в жизни ребенка. С началом обучения в школе у малыша меняется ритм жизни, появляются новые обязанности, новые друзья. Если раньше главным авторитетом для него были родители, то сейчас к ним добавился учитель.

Семилетний ребенок переживает возрастной кризис, связанный с взрослением и появлением большей самостоятельности. Формируется и развивается его характер. Ведущей деятельностью становится учеба. Игра ребенку по-прежнему интересна, но она уже постепенно отходит на второй план.

Если вы хотите подготовить своего ребенка к школе, обращайтесь в наши развивающие детские центры «Бэби-клуб». Занятия организовываются таким образом, чтобы детям было интересно. Наряду с общей программой вы можете подобрать индивидуальные занятия для своего ребенка.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.10.2022

Дата обновления: 10.10.2022

Дата публикации: 31.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».