31.08.2022
Половина людей сдаются
на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все
получится!».
Одна из основных проблем
с которой сталкиваются родители – отсутствие желания и интереса детей учиться,
получать знания
Некоторые родители
предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают
работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению
зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность
на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса:
наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок,
общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже «4», среди таких
родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как
ремень и скалка.
Мотивация с точки зрения науки.
Термин «мотивация».
Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация
– это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и
настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и
творческих успехов.
Мотивация к обучению
запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым
умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно
разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на
четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к
обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо
раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители
развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к
познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные
результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но,
самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение
всей жизни.
Психологический аспект, открывающий завесу
таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.
Итогом формирования
мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и
их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится
ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать
ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно,
рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно
оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за
слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы,
находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет
интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления
мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа
- это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в
недостатке способностей…
Школьные успехи и
неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей
школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и
желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно
получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к
обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности.
Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Ежегодно у большинства
учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается.
Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в
связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к
обучению даже у малышей в начальной школе.
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что
ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего
возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности
психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения,
то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что
ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать
у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что
ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще
дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в
школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной
биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не
отдавать, т.к. у него не сформирована рука.
Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский
сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного
поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила,
даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в
коллективе.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой
организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту –
дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для
них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6.
Нарушение единства
требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка
что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться
бабушке и дедушке на родителей).
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы
воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот,
заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования
без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то
время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое
состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и
пр.).
Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к
обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими
детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих
ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка
родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что
дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не
допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно.
Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось
реализоваться в интересующих их областях.
Формирование побуждения к действию. Как
это сделать на практике?
Это означает не просто
заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую
обстановку, в которых ему самому захочется учиться.
1) Выяснить, что является причиной низкой
мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не
будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет
на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему
трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех,
кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят
учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два
раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить
ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и
свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной
коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки
учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои
воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться
себе, что «я делаю что-то не так».
3) В процессе учебы, пока у ребенка не
сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители
контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка:
когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда
делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый
класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной
деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования
учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда
ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль,
пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте
к самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону
ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом)
сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а
лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам.
«Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более
длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо
которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и
не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и
показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» -
манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание
сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец,
хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель,
сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания
таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться
требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка
создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой –
ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
6) Мотивация успеха (и как следствие,
высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им
оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью
и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо
безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив
избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7) Очень важным моментом в учебной
мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной
самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с
завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не
привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность
самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить,
что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно
прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного
самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения
к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного
успеха.
8) Важно поощрять ребенка за хорошую
учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к
добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу
– явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о
двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки
книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую
учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя
самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в
цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно
родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим
ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к
учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная
атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс
длительный, но необходимый. Для ребёнка важно «не пилить», не наказывать, не
сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.
10) Не ожидайте немедленных успехов –
снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте.
Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом
повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
11) Очень важен в учебной деятельности и
формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что
многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился
проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко
сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям
становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет
ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических
вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание
параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества
ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых
зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители
не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае
сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
12) Также очень важным моментом является
то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители
должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже
самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть
поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием. Ведь если ребенка,
который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете
сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе,
который у него был.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что
усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что
произошло на самом деле.
Самое главное – это научить Вашего
ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы
сами должны стараться оценивать его результаты,
заинтересованный
родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет
сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению
и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на
ответственные решения.
Сколько бы вы не
объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до
сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы
и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на
любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг
интересов постепенно расширится.
Как родителям повышать учебную мотивацию
школьников.
1. Обсудите с ваши
ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. Спрашивайте вашего
ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам
рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли
ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
5. Прочтите и поговорите
с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома.
Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте
что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные
действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных
действиях или плохом поведении.
9. Поговорите с его
учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему
ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
10. Самое главное:
регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые
следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
12. Определяйте и
оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда ты это выучишь).
13. По возможности,
определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как
я это применю в жизни?).
14. Чёткое и
своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в
процессе всей учёбы.
15. Разработайте приемы
поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно
поддерживайте ребёнка . Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте
положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
19. Не сравнивайте
результаты обучения вашего ребёнка с ребятами из класса, это может привести к
раздражению.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2022
Дата обновления: 10.10.2022
Дата публикации: 31.08.2022