05.09.2023
При обсуждении с родителями проблемы перехода из
начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к
обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также на те
условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению
адаптационного периода.
Основное внимание родителям в это время следует
уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с
помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом
меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный
руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных
кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них
появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.
С ГОРДОСТЬЮ
И ТРЕВОГОЙ
В настоящее время переход из начальной школы в
среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей
переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже
не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными
характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их
взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям,
младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме
того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново
начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники
переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем,
который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и
качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными
учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого
маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для
психики школьника.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ
В адаптационной период дети могут стать более
тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.
У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные
отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят
единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала
учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца
и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и
заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку
спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы
пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также
при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к
школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней
школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований
разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради
по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и
каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая
урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница
литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют
жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную
сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем
связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями
(составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить
план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо
основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
СВОБОДА ИЛИ
ОДИНОЧЕСТВО?
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали
употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас
много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и
научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание
слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в
средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией,
обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников
возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны.
Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе,
исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части
детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы,
интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения
(например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница)
скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь
оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают,
о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего»,
«выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же
подростка это может сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое
«обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития,
укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую
позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна
школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети
делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что
ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями
адаптационного периода.
КОНКРЕТНЫЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных
делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом
типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное
от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о
которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать
подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о
его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о
его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы
чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже
если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего
ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое
стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь
ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте
все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с
директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое
положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со
своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую
успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка
учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать
небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у
ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более
внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса
больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за
плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится
ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего
ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших
условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским
комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы
узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о
квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе,
различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но
не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время,
когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за
выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к
обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у
ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если
ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями,
помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что
преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а
затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги,
подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к
играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог
применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например,
поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи
или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни
ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в
школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в
среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При
любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней
атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2024
Дата обновления: 01.02.2024
Дата публикации: 05.09.2023