09.11.2023
В
настоящее время среди детей можно наблюдать нарушения чтения и письма.
Проявляются они в том, что ребёнок испытывает затруднения при овладении
навыками чтения и письма.
При чтении он допускает следующие ошибки:
-
не может составлять слоги из букв;
-
переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
-
неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
-
пропускает буквы (не читает их);
-
может добавлять лишние звуки;
-
читает очень медленно;
-
плохо понимает прочитанный материал (часто не понимает его совсем),
это сказывается на его успеваемости по другим
школьным предметам;
-
не может запомнить прочитанное и пересказать его.
При письме характерно то, что:
-
ребёнок не может писать ровно, то есть удерживать строку;
-
пишет буквы разного размера;
-
может писать вместо одних букв другие;
-
может добавлять буквы в словах;
-
пропускает буквы в словах;
-
переставляет их местами;
-
может писать слева направо;
-
может разрывать при письме слово на части;
-
может слитно писать два слова подряд.
Эти
специфические ошибки в основном не связаны с правилами орфографии и не являются
единичными.
Если
у ребёнка выявлены признаки данных нарушений, обязательно надо
проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать
её надо в комплексе с логопедом, психологом, возможно невропатологом.
Если
вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:
-
ничего не делается быстро, нужны время, терпение и система;
-
необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю;
-
не пытайтесь нарушения письма и чтения исправить количественными приёмами:
диктантами, чтением больших текстов. Многочисленные ошибки, которые неизбежно
будут допускаться, принесут только вред.
Если
на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребёнок это делал
не в один приём, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше
справиться с домашним заданием.
Учителям нужно
помнить, что ошибки фиксируются в памяти ребёнка. По этой причине нежелательно
давать детям с нарушением письма упражнения с неоткорректированным текстом (на
поиск ошибок). Суть работы над ошибками в том, что ребёнок не видит неправильно
написанные слова, а работает с педагогом над «опасным» местом в слове.
Подвижных
детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И
развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания – всё это можно
делать в любой обстановке. Это касается и учителя и родителей. Призовите свою фантазию.
Например:
- находясь в комнате или кабинете, попросите
ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы
звук [с] (или любой другой);
- возвращаясь из школы, попросите ребёнка
внимательно смотреть на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин
проехало, сколько всего машин проехало;
- учитель в начале урока, в качестве разминки,
может задать любой вопрос (о здании школы,
школьном коридоре), проверить память и внимание учеников (некоторые из
них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только
смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие
упражнения;
- играйте в анаграммы, когда из одного длинного
слова надо составить множество слов поменьше.
Для
предупреждения у ребёнка нарушений чтения и письма необходимо:
·
Развивать речевой слух.
·
Учить воспринимать на слух и анализировать
единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
·
Уточнить, устойчивы ли произносительные
навыки.
·
Хорошо ли воспринимается, анализируется и удерживается в памяти
зрительный материал, слуховой материал.
·
Определить уровень сформированности
пространственно-временных ориентировок.
Любые
игры, направленные на развитие речи и психических процессов (память, внимание,
восприятие) полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда
выполняются без принуждения, на подъёме.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2024
Дата обновления: 01.02.2024
Дата публикации: 09.11.2023