31.08.2021
Переход выпускников начальной школы на
следующую ступень обучения совпадает с началом младшего подросткового возраста,
поэтому многие трудности пятиклассников обусловлены возрастными особенностями
младших подростков.
В этот период развивается самосознание,
самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении,
формируется характер.
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности
младшего подростка:
1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
семье;
2. повышенная утомляемость;
3. стремление обзавестись верным другом;
4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом
коллективе;
5. повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в
классе;
6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
7. отсутствие авторитета возраста;
8. отвращение к необоснованным запретам;
9. восприимчивость к промахам учителей;
10. переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
11. отсутствие адаптации к неудачам;
12. отсутствие адаптации к положению "худшего";
13. тенденция предаваться мечтаниям;
14. боязнь осквернения мечты;
15. ярко выраженная эмоциональность;
16. требовательность к соответствию слова делу;
17. повышенный интерес к спорту;
18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и
киноискусством.
Признаки успешной адаптации пятиклассника
к условиям школьной жизни:
·
удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
·
ребенок
легко справляется с программой;
·
степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить
задание самому;
·
удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
·
усталый,
утомлённый внешний вид ребёнка.
·
нежелание
ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
·
стремление
отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
·
нежелания
выполнять домашние задания.
·
негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
·
жалобы
на те или иные события, связанные со школой.
·
беспокойный
сон.
·
трудности
утреннего пробуждения, вялость.
·
постоянные
жалобы на плохое самочувствие.
Чем родители могут помочь пятиклашке?
Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития
самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость,
пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку
не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой
непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать
критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства,
поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба
сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.
Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых
учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении
ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных
ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный
климат в семье для ребенка.
Не наказывайте ребенка, если...
Психолог Т. Васильева советует не наказывать ребенка и
не ругать:
а) когда он болен, испытывает какие-либо
недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима,
реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во
время работы;
б) сразу после физической или душевной
травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача,
недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват
только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
в) когда не справился с делом, со своим
страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим
недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не
в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость,
глупость, нетерпение, просто неопытность – короче, во всех случаях, когда
что-либо не получается;
г) когда внутренние мотивы поступка,
самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;
д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали,
огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша
собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не
преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.
Использованы материалы сайта http://schools.dnevnik.ru/news.aspx?network=127598&news=184625
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.09.2021
Дата обновления: 09.09.2021
Дата публикации: 31.08.2021