Артикуляционная гимнастика

01.01.2017

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, некосой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикаса­ются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев ка­сались локтя противоположной руки.

3. «Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней гу­бе, рот приоткрыт; левая рука согну­та, ладонь сжата в кулак, правая -сверху ладонью вверх.

4. «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в жело­бок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5. «Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6. «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая -«лежит» на кулаке («шляпка»).

7. «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь од­ной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка - уз­кий, губы не касаются языка; ладонь од­ной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «во­ткнуты» в другую руку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО

И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), за­тем в левую.

2. «Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, произ­водит движения вверх, вниз; руки, ладо­нями вниз, не касаясь стола, произво­дят те же движения.

3. «Гармошка».

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднима­ется, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то воз­вращаются в исходное положение.

4. «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.Хочу такой сайт

Языком «присосаться» к небу и щел­кать им под хлопки ладоней.

5. «Непослушный язычок»
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней

губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу

6. «Барабан».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяют­ся с пальцами другой на каждый удар языка.

7. «Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Языком проводим сначала по внеш­ней поверхности зубов, а затем по вну­тренней; ладонью правой руки прово­дим сначала по внешней, затем по вну­тренней поверхности левой руки

8. «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то впра­во, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «кача­ются» вправо - влево.

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и ор­ганов артикуляции

1. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме боль­ших, сцеплены, локти с усилием отведе­ны в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2. «Заборчик -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов при­касается к нижним; затем зубы смыка­ются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит палевой.

3. «Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то впра­во, то влево, затем вверх, вниз; руки ла­донями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не урони!

А руками помоги,

Чай все время подноси.

Языком выполнять движение «ча­шечка»; ладони в форме «чашечек» по­переменно подносятся корту

5. «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иго­лочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и ими­тируют движение иголкой.

6. «Горка»

Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имити­рует катание с горки.

7. «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «гри­бок»; руки попеременно строят «гри­бок» на столе.

Просмотров всего: , сегодня:

артикуляционная гимнастика.docx (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».